Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Мевлеви
Добавлено: 18 дек 2014, 11:14 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1529
Здесь - мои фото из поездок в Конью

https://www.facebook.com/olesya.bondareva/media_set?set=a.10202874147278349.1073741830.1342115766&type=3


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мевлеви
Добавлено: 18 дек 2014, 11:16 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1529
Мои давние заметки оттуда


Турция, Конья. Дом шейха ордена Мевлеви Джеллаладина Лораса. Обеденное время, скоро все соберутся за столом.
Здесь идет семинар для старших учителей американских школ Мевлеви. Люди, приехавшие сюда, преподают суфийские практики уже по нескольку десятилетий.
Кому-то из них сильно за 70, моложе 50 нет никого... Сейчас они проводят закрытую часть семинара, гостям туда нельзя. Мы приготовили обед и ждем... нас четверо – жена шейха Нурджан, американка Бет – она прилетела специально, чтобы помогать на кухне в течение семинара, моя подруга Маша Гусева (о ней – отдельная история) и я.
Как я сюда попала? Зачем приехала? За сегодняшнее утро меня спросили об этом несколько человек. Я и сама задавалась таким вопросом, покупая билет в Стамбул, и потом – когда ехала 10 часов по прекрасной горной дороге в турецком автобусе... Зачем? И как? Чего я снова ищу – в дороге, в неизвестности, в переменах, в новом опыте? Где я и кто я? Что я делаю со своей жизнью?
Два месяца назад, когда я впервые приехала в Конью и пришла в музей Мевляны, сердце мое было переполнено болью, страхом, почти отчаянием. Нет, ничего особенного – просто кризис. Временно закончились силы жить. Бывает. Возле тюрбе великого святого, а потом еще и у Шемса я наконец смогла выплеснуть все, что нельзя было, нехорошо переливать в рассказах на головы друзей и родных, а разделить с кем-то очень хотелось. Святому – можно, и выговориться рядом с ним, и прожить ситуацию – словно уже с поддержкой близкого человека, который просто слушает и принимает, не судит а разделяет со мной мои самые горькие или горячие чувства. Это бывает важно, когда не хватает собственных душевных сил для любви и приятия. Когда важно не быть одному – а получается как получается. Если понять, что дух святого – живой, что с ним можно говорить, делиться, советоваться, если просто открыться, не задумываясь, искренне, - то что-то случается. Силы восстанавливаются, это правда. Ответы приходят. Страхи отступают. Я научилась этому когда то в Арыстан-бабе, и теперь в сложные моменты иду к святым. Не важно, какой религии, дело ж не в этом. В тот день, у Руми я, словно в ответ на мою растерянность перед жизнью, услышала в голове – «пиши». На выходе я зашла в магазин и, повинуясь внутреннему импульсу, купила себе авторучку. Как знак. И... не смогла. Пока не смогла...
Может быть, я приехала снова в Турцию для того, чтобы послушаться наконец? И Руми, и Бифатиму апу, которая все время говорит мне записывать, рассказывать людям обо всем, что я вижу, что испытываю... зря что ли я живу так... а как? Не так как все? А кто все? Хорошо, просто – зря что ли я живу...

Днем мы побывали на могиле отца эфенди Лораса. Того самого, который 20 лет проработал на кухне. А потом основал американскую школу мевлеви. И изменил жизн многих людей. В том числе – и тех, кто в эти дни прилетел в Конью. Американски мевлеви много говорили об удивительной мудрости Сулеймана деде, о том, как в его присутствии сами приходили ответы на все вопросы, в душе воцарялся мир и ясность в мыслях. О том, как он видел и чувствовал каждого, хотя почти не говорил по-английски. Я знаю, о чем это. Приходилось переживать подобное. Так она и действует – сила духа. И опыта. И веры.


После - пошли к Мевляне и Шемсу. Я ждала этого момента, как встречи с важным для меня человеком. О чем это будет на этот раз?
В прошлый свой приезд я заметила, что у Мевляны проживаю что-то, сязанное с миссией, с творческой реализацией. Словно мне хочется попросить великого поэта и философа дать мне силу прозвучать о том, что слышится внутри. Так, как это должно быть. А вот у Шемса - звучали личные истории. И рядом с ним мне было легче понять и принять свои чувства. Например – услышать, что есть обида, которую я запрещаю себе чувствовать. На мужчину, который не защитил в трудный момент. Я может и сильная, может и справлюсь сама... Но обида есть. Живая. Что теперь? Принять ее. И уже тогда всем сердецем - простить.

На этот раз у Мевляны я отчего-то задумалась о своих родных. Только что я прочла несколько биографий Руми, и ярко представила себе его детство, детство сына знаменитого богослова и законника, Султана Улемов, как его отец сам себя поименовал, а остальные приняли, с возражениями или без. Представила, что это был за характер, каково быть сыном такого человека, сколько приходилось пройти юному Мевляне, чтобы заслужить одобрение отца, какие уроки и испытания... И как он потом встретил Шемса – человека Сердца, и пошел за ним, готвый на многое, бесстрашный и самоотверженный. Это долго сейчас объяснять... Вкратце – побыв здесь в этот раз я оказалась готова принять своих родителей, как учителей. Таких, какие они сейчас. Без отвержения. Что есть - то есть. Не в том смысле, чтобы следовать всем их советам, этого делать как раз нельзя, если я хочу прожить свою а не их жизнь. Но принять, что их недовольство и критика – это тоже энергия, которая может меня ставить в оборону, а может продвигать дальше, развивать. Они лучше других знают (сами воспитали) мои слабые места и попадают в них снайперски – ну так и спасибо... Можно их налаживать, а не косервировать. Интенсивно проживать реальность. «Почему мало зарабатываешь» – а правда. Отчего бы и не поработать на материальный ресурс. «Не хочется, не мое» – да ладно... Просто направить внимание, а уже решать задачу - так, как я сама придумаю. По-новому. Это действительно вопрос независимости... Например. Или - «Где твои великие произведения, с чего ты взяла, что должна заниматься этим, а не работать на телевидении как раньше». А правда – где? Пора уже создавать продукт, который не только в моей внутренней реальности живет. Действительно давно пора, и это правда – работа. Тон и эмоцию можно не принимать во внимание Если, конечно, я не буду в моем то возрасте все еще ждать оценки, как ребенок, который зависит от старших, боится их и ранится о непонимание. Ведь у каждой светлой части есть тень и наоборот. То, что мне тяжело в обиде и защите, может оказаться поддержкой в движении... из другой позиции, из взрослой, со своей опорой и своим танцем... Почему именно сейчас я думала о них и чувствовала это?
Руми подсказал, поделился – из своей истории, своего опыта, своего духа? Кухня как то повлияла? На которой некогда было себя жалеть и бояться реальности? Как бы ни было – сохраню это... Возможно, поможет стать мягче что ли... Свободней... Оставаться спокойной и открытой рядом с «большими» для меня фигурами, не зажиматься, не съеживаться и не уходить в защиту...
А у Шемса – снова о любви... «ты можешь любить»... И снова, и снова, и снова...

На следующий вечер в дерге был зикр. Особый, торжественный. Приехавшие учителя мевлеви получали особые инициации. Среди них – женщины. Это – уникальная ситуация, очень значимая для традиции. Впервые эфенди Лорас дает такие посвящения – постшахин, тем кто будет продолжать учить людей после его ухода. Такого раньше не делал ни он, ни его отец... Впервые в традиции? И мы тут... Конечно же, я снова выбираю снимать... Хотя хотелось – участвовать, быть со всеми... Но сейчас это – моя работа... как кухня...

Зикр был снова с живой музыкой. Музыканты, Али.. Гости... Турчанка, которую я уже не в первый раз вижу в дерге, благодарит американцев за чудесную сему, живую и интернациональную. Говорит о том, что многие местные люди приняли ее близко к сердцу.
Играет музыка, молодая женщина рядом со мной сразу входит в транс... я стараюсь не мешать со своей камерой – но, похоже, это в основном мои тревоги, никто не обращает на меня особого внимания.

Не знаю, надо ли подробно рассказывать о зикре, о кружениях, о посвящении, на котором мы присутствовали... Попробую об этом подумать, почувствовать...

Зикр – это маленькая сема, когда музыка, дыхание и общее звучание, повторение общей молитвы помогают каждому из присутствующих прийти в молитвенное состояние, открыться сердцем. Вначале - молитва и общее движение, затем – шаги и кружения, с разными рисунками и способами движения. Ощий круг, круг в круге, несколько групп...

Я видела самоотверженность Джеллаладдина Лораса. Он очень нездоров. Очень. Но в этот вечер – именно он держал всех, двигался, пел, вел процесс и это было сильно. И красиво. Я помню женщин, которые кружилсь в центре зала и ритмично шагающих мужчин, дающих им ритм и основу.

Интересно, что посвящения некоторых учителей назывались Атеш баз, по имени повара Мевляны, а ныне – почитаемого в Турции святого.
Что это значит? Тот, кто заботится о других? Прошедший какую-то кухню? «Приготовленный»?
Спросим об этом завтра...

Все закончилось глубокой ночью, наутро многие гости должны были улетать. Рано, в 5- 30. Все они заранее попрощались с шейхом. Мы с Машей поднялись сделать им прощальный завтрак. И, конечно же, эфенди тоже пришел. Это - традиция мевлеви, провожать до двери. А то и до самолета. Иначе быть не может... Вот это – неизменно. И незыблемо. Как и гостепримство суфиев, как вера, как любовь к искусству... и еще, наверное, многое откроется...

Что такое мевлеви сейчас? Что приводит сюда людей из разных культур, стран и даже разных религий? Эти вопросы мы задали в интервью всем здесь...
Ответы – обработаем с Марией, переведем с английского и опубликуем.
Ну а видео я смонтирую конечно же... мало помалу...

Перед отъездом я спросила эфенди Лораса о том, как мне двигаться дальше в этой истории... Личная практика? Приехать снова?
Ответ – молитва. Она поможет понять, каков должен быть следующий шаг...
Я почти не сомневалась, что услышу именно это.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мевлеви
Добавлено: 18 дек 2014, 11:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1529
странно - когда сидишь возле святого человека, в чистом месте - как у мевляны, например, - так все проясняется, и важные мысли сами приходят, и мудрые решения... а выходишь - и уже надо прилагать усилие чтобы просто вспомнить, что чувствовалось и думалось только что. сразу все иначе. и как будто тут, в обыденной реальности, -настоящее, а там - только образ, прекрасный но далекий. а ведь это не так. совсем не так.
сегодня у мевляны я снова думала о том, как важно уметь молиться. как угодно, на любом языке, своими словами. под "уметь" я подразумеваю делать это регулярно. каждый день. знать, что это для человека значит. чувствовать. в этот раз я не говорила с мевляной, а - словно оперевшись на него - попробовала просто помолиться богу. общему. и вдруг охранник, который следит за порядком в зале, подошел и подарил мне четки. теперь они у меня в кармане. трогаю их - и напоминаю себе о том, что все это - реальность. и мевляна, и сила творения, и мои собственные чувства.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мевлеви
Добавлено: 18 дек 2014, 11:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1529
Все же удивительно - какие разные чувства и состояния возникают в тюрбе – мавзолеях этих двух близких по своей судьбе и по духу святых – Руми и Шемса... Мевлеви говорят, что их встреча – это встреча двух океанов. Шейх Джеллал перед зикром говорил об этом... Кто из них был учителем, а кто учеником? Если Шемс учитель, то почему именно он пришел к Руми? Если Руми учитель – о почему он делал то, что говорил Шемс? Почему выполнял его наставления и задания? Встретились два океана... Лучше и не скажешь...

Руми для меня – большая фигура, не зря я в его мавзолее про родителей думаю... Он лежит вместе со своей семьей, как глава не только орена, но и рода, – там и его сын, и внуки, и женщины их семьи...Все рядом. И последователи... Роскошный мавзолей – сам по себе произведение искусства... Немного странно мне было видеть в комнатках, где раньше жили дервиши – «чучелка дервишей» - манекены. Не очень сочетается с живым и чутким духом великого поэта и учителя.
Но – стандарты музейные... Бог с ними... Туристам интересно...
Здесь есть охрана, но охрана неравнодушная. Туристов одергивают исправно, но беззлобно. И – видят, чувствуют людей в молитве... Не мешают. Бережны. Нет, все же не музей. Мавзолей.
Воздух наполнен ароматами ценных масел. Толпой идут вперемешку туристы и паломники. Никто никому не мешает. Возле выхода – кафе... Садик... Отдых для души... и – помощь. Чудесная. Мне говорили мои турецкие друзья, что у Мевляны нуно читать знаки. Что происходит. Замечать и понимать. Поэт – конечно тут все на символах...
У Шемса – скромнее, и лежит он там один... Но зато его мавзолей - действующая мечеть. Люди приходят на намаз. Молятся. И еще там сколько угодно можно сидеть на полу – на коврах. И фотографировать не запрещают. Почему-то. Все просто. Очень просто. Как сам Шемс.
Шемсу я могу вываливать свои сердечные страхи и горести. И получаю ответы. Неожиданные – хотя, когда они уже «долетели» - очевидные. Как сегодня, про радость жизни.
В прошедшие дни я уперлась в какой то внутренний зажим. Стеснение. Даже не знала, что оно во мне так сильно еще может включиться... Я стеснялась шейха Джеллаладдина... стеснялась других людей...
Помню, Джеллал еще в нашу первую встречу сказал мне – и это попало в точку: «Чего ты зажимаешься? Ты столько видела, столько знаешь, солько пережила... будь уверена!» Я потом вспоминала это – и расправляла плечи. Он прав. Его слова мне помогли... А тут – опять зажим, и как от него отделаться, как скинуть с себя это нездоровое состояние...
Шемс – Солнце – снова помог. У него я смогла прожить эту... вину что ли , неполноценность... Даже не знаю как правильней назвать... Прожить и понять, как не быть в этом. Как себе это позволять. А очень просто. Это ж не важно, большая я или маленькая. «Достойная» и лучшая или просто такая как есть. Если я могу радоваться жизни и делиться этой любовью с окружающими – то всем, и мне тоже, хорошо будет. Быть открытой и живой можно не «по праву» - а просто потому что так лучше для всех. Для вселенной. Ну или для меня и моего ближайшего круга – как минимум. С естественным и свободным человеком хорошо. А с зажатым и вызывающим жалость – плохо. Ну и чего тогда стесняться людей – какими бы большими и незнакомыми они ни были – глупо же. Им же самим от этого тоска. Жить надо. Сейчас же. Немедленно.
Простая такая логика.
Почему именно у Шемса это протекло через меня и прояснилось? Не знаю... Может быть, как раз потому, что у него так все просто, и при этом его дух так огромен. Бесстрашный и огненный революционер. Странник. Учитель. Да, он погиб за свою свободу – и открыл для многих новую высоту духа и чистоту звучания. Здесь, в Конье, говорят, что люди видят Шемса, гуляющим по улицам города. Именно про Шемса такое рассказывают. И местные жители к нему любят приходить даже больше, чем к самому Мевляне. Шемс - свой. Живой. Свободный. Не только святой и учитель. Друг. С ним легко.
А с Мевляной... благодатно, что ли... Красиво...Высоко... Сердечно. Он - большой. Любящий. Отеческий. Созидатель. А Шемс – горячий. Безупречный. Возлюбленный. Страстный. Как их сравнивать...
Кто из них учитель, а кто ученик? Два океана...Каждый - совершенен и при этом несамодостаточен. Они нужны друг другу. И это - самое лучшее.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мевлеви
Добавлено: 18 дек 2014, 11:19 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1529
Мы снова в Конье. Сегодня Сьюзен рассказала нам историю про Сулеймана Деде, отца шейха Джеллала. Однажды вечером в Америке Сулейман деде встречался со своими учениками, все вместе они зашли в какой-то клуб или бар. Люди были все светские, и в обычной ситуации они заказали бы алкоголь. Но тут, в присутствии учителя, они постеснялись так поступить, и все попросили лимонад. Когда очередь заказывать дошла до деде, тот выбрал пиво. "Кажись тем, кто ты есть, или будь тем, кем ты кажешься", - говорил Мевляна. Будь собой. Притворство так же бессмысленно, как и неприятно. Здесь, в мевлеви я вижу очень много естественного поведения. Приветливого, внимательного к людям, но не через силу. Просто. Естественная забота друг о друге.
Вчера мы ходили на ужин к племяннику шейха, Мехмеду. У него 5 сыновей и дочь. Удивительные дети. Лишь только мы вошли, девочка быстро забрала нашу обувь, аккуратно протерла и поставила так, чтобы ее удобно было одеть на выходе. Потом все дети подошли к каждому гостю и поздоровались по-суфийски. Во время всего ужина дети ухаживали за старшими гостями, приносили воду, чай, разносили сладости. Быстро и естественно. Во время беседы они ждали, пока старший закончит говорить, а затем обращались к нему. Это выглядело очень непривычно для нас, Володя даже был смущен поначалу. "Дети должны быть детьми". Но никто из них не был испуган. Взрослые отвечали на заботу лаской и вниманием, все как бы было на своих местах. Дети были внутри ситуации - просто они знали как и умели делать что-то полезное за столом, не были отвергнуты, не мешали, и не сидели, были активны и приняты. Мне не показалось, что им тяжело. Скорее напротив. Им было приятно и интересно со всеми. Молодая жена внучатого племянника шейха гадала Сьюезен на кофейной гуще. Все смеялись. Дети - вместе со всеми. Взрослые заботились о детях, дети - о взрослых. Мы спросили шейха, с какого возраста здесь учат детей такому поведению. Он сказал, что примерно с 7 лет, вначале с маленького - отнести воды, принести сладкое. Затем - более "ответственным" поручениям. Это было красиво. И просто. И естественно. Не запреты или конфликты, а совместная деятельность. Как игра. Мудро. Забота друг о друге - как навык, который развивается с самого раннего детства.
Утом я снова пыталась быть полезной на кухне - и чувствовала, насколько эти вчерашние дети быстрее, сообразительней и естественней меня теперешней. Просто навык. С которым легко жить... Еще один урок Коньи - для меня.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мевлеви
Добавлено: 18 дек 2014, 11:19 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1529
Сегодня говорили с шейхом Джелалом о том, как изменилось обучение в мевлеви. Раньше в Конье была школа, вроде монастыря, где ученики жили, храня целибат. Правительство Ататюрка закрыло ее. С тех пор все школы мевлеви были нелегальны в Турции, и только сейчас начинают снова приобретать официальный статус. Школа, в которой мы сейчас находимся, много лет была формально просто домом семьи Джелала, и только полгода назад получила официальный статус. Шейх Джелаледдин открыл ее через год после того, как его отец умер и был похоронен здесь, в Конье. Сулейман Деде, отец шейха Джелала был одним из, если не самым известным в мире лидером мевлеви нашего времени. Он - основатель мевлеви в Америке. Но даже не это главное. Сулейман Деде вернул в практику мевлеви идею равенства людей всех религий, мужчин и женщин - как это было при Мевляне, как мы читаем в текстах Руми. Он пригласил женщин участвовать в сема, быть семазенами. Это было ново и традиционно в одно и то же время.
Именно Сулейман Деде возглавлял школу дервишей в Конье до закрытия ее правительством. Был хранителем тюрбе Мевляны. Он был невероятно мудрым и любящим человеком. Для меня огромным уроком стало то, что я узнала о его отношении к закрытию официальной школы и переменам, произошедшим тогда в его жизни и вокруг него. Казалось бы, когда школа был закрыта, его дело и он сам сильно пострадали, потеряли статус, социальную и материальную устойчивость. Но Сулейман Деде даже в такой момент не был обижен на власть и людей, не счел, что учению мевлеви нанесен удар, что оно приходит в упадок. Он сказал, что принимает волю Бога - изменить преподавание. Бог знает, что делает. Пора учению идти в жизнь, передаваться не в стенах школы, а в повседеневности. Он поехал в Америку и нашел там много учеников, которые остались в мевлеви на десятилетия, и продолжают приезжать в дергу к Джелалу теперь. Я видела некоторых из них - они удивительные люди, физически активные в очень преклонном возрасте, живые, мудрые и открытые. Очень вдохновляющий пример. И учение действительно не пострадало. И школы живут. В разных городах и странах. Потому что сердца продолжают биться. Это нельзя запретить. И люди по-прежнему нуждаются в любви. И практика кружений - работает и передается. Но мевлеви - не какая то конкретная практика. Это - отношение к людям и к миру. Вера. И красота - искусство, музыка, культура общения. А это никто запретить или отменить не может.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мевлеви
Добавлено: 18 дек 2014, 11:28 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1529
Вложение:
фатуш.jpg
фатуш.jpg [ 47.42 КБ | Просмотров: 12113 ]
И конечно интервью.
Это - одно из первых, мы его брали еще в тот давний наш с Машей Гусевой туда "заезд")
Когда мы были кухонными ангелами)


Интервью с Фатуш, членом ордена Мевлеви, март 2013 г.

- Расскажите, пожалуйста, о Вашем пути в Мевлеви. Что означает Мевлеви для Вас лично?
- В конце семидесятых мне посчастливилось познакомиться с отцом Эфенди, Сулейманом Деде, в Гонолулу. Мой суфийский учитель того времени был чудесным человеком, вдохновленным учением, и он пригласил Сулеймана Деде в Гонолулу. Именно в тот момент я впервые познакомилась с этим прекрасным человеком, который совершенно не говорил по-английски. Но в этом не было необходимости. У меня тогда, как у любого студента, часто возникали разные вопросы. Но в его присутствии я обнаружила, что получаю на них ответы без слов, просто в отражении его присутствия. Это был невероятный опыт для меня.
У меня не осталось вопросов. Я ни разу не сталкивалась ни с чем с подобным до этого. В тот момент я была ищущей. В детстве я приняла осознанное решение, что моя жизнь будет отличаться от той, которой жили остальные члены моей семьи. У меня тогда не было представления, что бы это могло значить. По мере взросления у меня появилось ощущение, что моя жизнь похожа на разборанный паззл, но при этом его части подходят друг к другу. Я хотела собрать этот паззл.
После встречи с Эфенди Сулейманом Деде последовала также встреча с его сыном, Эфенди Джелаладдином Лорасом. И это также случилось в конце семидесятых. В тот момент я еще не осознавала, что это будет мой путь. Но я понимала очень четко, что это единственный путь для меня, и на самом деле вопрос выбора не стоит. Где-то глубоко внутри своей сути я чувствовала, как меня тянет и зовет эта традиция. Прошло очень много лет с тех пор, паззл сложился лучше, чем я могла себе представить, и вместо ищущей я превратилась в преследуемую.
Я была воспитана в католической традиции и впервые познакомилась с суфизмом на Фестивале Мировых танцев на Гавайях. Я тогда сразу поняла, что это настоящая традиция, что это религия сердца. Не религия как некий социальный интститут, а настоящая традиция. И это было очень созвучно с моими чувствами. Еще я почувствовала, что религией сердца являются множество религий. Все они находятся под одним зонтом и отличаются только названиями: ислам, буддизм, христианство и т.д. Названия разные, а послание одно: если это истинная религия, это религия сердца. Но для меня самым близким стал суфийский путь. Церемония сема, кружащиеся дервиши, молитвенные танцы очень отзываются во мне.
- На Гавайях, в вашей традиции, также существуют молитвенные танцы. Почему вы выбрали Мевлеви?
- Я никогда не участвовала ни в чем подобном и когда вы упоминаете молитвенные танцы, мне приходят в голову другие практики, которые есть на Гавайях. Единственное, о чем я слышала, но никогда не принимала участие – это так называемые тайные танцы. Это не сема, не кружения, это совершенно другое. Но поскольку я никогда не принимала в них участие, мне нечего сказать об этом.
- Не могли бы вы рассказать о вашем опыте общения с Сулейманом Деде?
- Собственно, Эфенди Сулейман Деде дал мне имя Фатуш, производное от имени Фатима. Это было много-много лет назад. Я тогда была молодой девушкой и, видимо, напоминала Эфенди его племянницу или еще кого-то из его родственников, и это стало той связью, которая существовала между нами. Меня переполняли чувства от встречи с ним. Внезапно я превратилась в мусульманскую девушку с убранными волосами. К моему удивлению, это не стало чем-то необычным или неудобным для меня. Но мой ум находил это странным. Вы знаете, все это путешествие к той точке, в которой я нахожусь сейчас, очень сложно объяснить с точки зрения логики. Я третий раз в Конье и это всегда особый подарок, быть здесь. Первый раз я приехала сюда в 2005 году, и это был очень странный опыт. Я ходила по улицам Коньи и чувствовала, что я дома. Это было очень интересно. Я верю в реинкарнацию, у меня есть ощущение, что я прожила много жизней. И я чувствую, что я бывала здесь раньше. Я чувствую себя как дома каждый раз, когда приезжаю сюда. Это очень сложно объяснить, на самом деле сложно.
- Как ваш путь в Мевлеви продолжается сейчас, ваше общение с Джелаладдином Лорасом? Что для вас значит учитель в жизни?
- Для меня Эфенди (плачет) – настоящий друг. До недавнего времени Эфенди приезжал к нам 2-3 раза в год. Я посещала эти встречи в течение многих-многих лет. Иногда мой ум придумывал разные причины, почему я не хочу или не могу пойти туда. Но я всегда находила возможность услышать себя, и когда я слушала сердцем, то выбора не было. Не было необходимости думать, надо ли мне идти на встречи с Эфенди. Это был зов. Я ничего не выбирала. И это тоже очень интересное явление. Как если бы меня тянуло невидимой нитью от моего сердца к сердцу моего друга (плачет). Как если бы всех нас здесь тянуло друг к другу. Именно поэтому сейчас я здесь, в Конье. Недавно я осталась без работы. Я могла придумать множество историй, почему я не могу позволить себе приехать сюда сейчас, действительно хороших историй. Но когда я остановилась и перестала слушать их, у меня снова не было выбора. Это бы тот самый зов. И я всегда его чувствую, если я слушаю себя, по-настоящему слушаю.
- Я присутствовала на церемонии сема, но никогда не принимала в ней участие. Каково это, быть непосредственным участником семы?
- Мне посчастливилось побывать как снаружи, в качестве зрителя церемонии, так и внутри, в качестве студента. Когда я начинала обучение, мой первый урок был с Эфенди Джелаладдином Лорасом. Это произошло в Гонолулу много-много лет назад, и тогда я главным образом старалась сосредоточить внимание на моих ногах и не думать ни о чем другом. Я чувствовала головокружение и волнение. Когда мне удалось избавиться от этих ощущений, я на короткий момент почувствовала пылающее чувство в груди, которое я не могла объяснить. Это было похоже на огонь в груди, и это было мое первое ощущение чего-то неизведанного. Чего-то такого, для чего у меня тогда не было названия. И я спросила Джелаладдина: "Что это за странное чувство в моем сердце?" И он ответил: "О, это горение, это горение огня". Я не могла понять этого умом и прошло очень много лет до того момента, когда я начала полностью осознавать, что за огонь пылал в моей груди. Это было чувство, которое я испытывала снова и снова, участвуя в семе. Когда я позволяю себе не быть в голове во время церемонии, я чувствую, что могу пребывать в состяния принимающей и в состоянии отдающей. Это довольно неверятный опыт. Как я могу описать этот подарок? А это настоящий подарок, но не для меня лично, а для того, чтобы делиться им. Я чувствую, как если бы я была преследуема, чтобы делать это. И это стало некой честью, почувствовать этот вкус. Это на самом деле сладкий нектар. И у меня есть возможность попробовать его.
- Это изменило Вас?
- Я чувствую своего рода рост, я чувствую, что мне дали подарок. Но он не для меня. Это для того, чтобы передавать его дальше. Это не мой подарок, это дар для всех нас. Да, это изменило мою жизнь.
- И Вашу обычную жизнь также?
- Да. Как бы сильно я не считала, что нет, но да, изменило. Я научилась доверять в той степени, которой я не знала никогда в моей прошлой жизни.
- На что это похоже? И Ваша привычная жизнь также изменилась, жизнь других людей вокруг Вас?
- Это сопровождало меня в моих взаимодействиях с другими людьми, в моих делах и жизнь изменилась, да. Но у меня также было очень сильное чувство, что еще многому предстоит научиться.
- Ранее это было только турецкой традицией, но сейчас мир изменился и все перемешалось. Живые традиции важны сейчас для всего мира в целом.
- Я считаю, что сейчас это еще намного важнее, чем 70-100 лет назад или настолько же важно. Мы, как современные люди, сейчас несем большую от ветственность за все, с чем вступаем в контакт. То, каким образом мы вступаем во взаимодействие друг с другом или нет, является результатом использования технологий, что ограничивает наши "живые" коммуникации лицом к лицу.
- Сейчас времена, когда люди не верят в Бога, не молятся, что мы потеряли? Поэтому сейчас так много несчастных людей вокруг?
- В этом есть доля правды, да. Я не знаю, больше или меньше сейчас несчастных людей. Я вижу очень много молодых людей с гаджетами в руках, также как и взрослых. Сейчас больше игрушек, в которые можно играть, и меньше живых контактов между людьми.
- Может быть, Вы знаете, что необходимо сказать о Мевлеви молодым людям, иностранцам?
- Я не знаю, как говорить об этом.
- Спасибо за интервью.
- Пожалуйста, мне было приятно общаться с Вами.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мевлеви
Добавлено: 18 дек 2014, 11:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1529
Интервью много, обрабатываем, а через некоторое время буду выкладывать видео.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мевлеви
Добавлено: 18 дек 2014, 11:36 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1529
Вложение:
дерга.jpg
дерга.jpg [ 118.7 КБ | Просмотров: 12111 ]
Отрывок из интервью с Джелалладдином Лорасом, Сюзан и Аланом. сентябрь 2014


Сьюзан: Я познакомилась с Деде в 1976 году в Лос Анджелесе. Я искала что-то, чего сама не знала. Я изучала психологию. И у меня была такая семейная история, которой требовалась проработка. Я изучала психологию, и это помогло мне объяснить "почему", но не помогало изменить что-то. Так, я встретила Деде и впервые посетила сему в Лос Анджелесе. И я влюбилась. Мое сердце просто открылось. И я поняла, что это был путь, имеющий методы, которые я могла бы использовать, которые помогли бы мне не просто понять, что нужно изменить, но и совершить эти изменения. И с того момента моя жизнь кардинально изменилась. Тогда я только что получила степень магистра. Я была учителем, старшим учителем. Я преподавала в университете и руководила школой. И я ушла. Я все бросила и переехала в Колорадо, где организовывался центр. Я это сделала, потому что мне действительно нужны были перемены. Я знала, что история моей семьи и история женщин в моей семье была не очень счастливой. Я это видела. И я понимала, что, если я не буду что-то делать, то со мной будет то же самое. А то, что меня больше всего привлекало в Деде, было то, что в нем не было критики и осуждения. Он просто любил тебя несмотря ни на что. Несмотря на то, что ты сделал, что сказал. Не было осуждения, была только любовь. А кто может с этим поспорить?! А потом он просто стал давать небольшие задания, методы, практики. Ничего значительного. Небольшие штуки. Небольшие вещи, чтобы начать открывать сердце. А затем он дал мне своего сына. Он сказал: "Я посылаю тебе в Америку своего сына, ты будешь его старшей сестрой". Он послал Джелала в Клэймонт, в это место в Западной Вирджинии, в школу Гурджиева, основанную Джоном Беннетом. До этого я никогда не слышала о Гурджиеве. Никогда не слышала о Джоне. Я не знала ни об одном из них. Но Деде посмотрел на меня и сказал: "Иншалла!". Он не приказывал: "Поезжай!". Он сказал: "Иншалла, если ты захочешь, поезжай, будь сестрой моему сыну". Я упаковала все свои вещи и переехала в Западную Вирджинию. В Клэймонте я прожила год вместе с гавайцами. Это был огромный курс с большим количеством людей. Половина из них состояла из гурджиевцев - очень серьезные люди. И другая половина - гавайские суфии, совсем несерьезные. Это было очень интересно, очень интересно. А человек, возглавлявший центр в Клэймонте, Пьер Эллиот, был замечательным. У него с Деде была любовь. Как у Шамса и Мевляны.
Джелаладдин: Их отношения были как у учителя и ученика. Он стал учеником моего отца. Близкие браться друг для друга.
Сьюзан: И Пьер Эллиот был учеником Успенского и Гурджиева. Он был очень умный, очень твердый и строгий. Впервые я познакомилась с Пьером в Колорадо за пределами центра Гурджиева. И тут я вижу Пьера, очень-очень высокого. "Привет, Пьер! Как дела? Я перебралась в Клэймонт". Я вижу Пьера, подхожу к нему и крепко обнимаю. Все вокруг на меня смотрят. Гурджиевцы: "Нет, нет, нет...". А я ничего не знаю, я просто вижу Пьера и обнимаю его. Такие были различия. А затем приехали все сумасшедшие гавайцы. Так, половина времени - очень серьезные гурджиевцы, другая половина - веселые и развлекающиеся суфии, но это не было просто веселье "ха-ха", это была веселая внутренняя радость, радостное сердце . И с тех пор все так и есть. А затем я поехала в Турцию, когда Джелал женился в 1986 году. Он переехал в Турцию и попросил меня поехать с ним и его женой. У них родился ребенок. Я очутилась в Турции, ни одного слова по-турецки не знала, ничего... Просто появилась в доме его матери в старой части города. Так мы приехали, его жена и эта сумасшедшая американка.
Джелаладдин Лорас: такой стиль жизни, безумцы Бога. В традиции Мевлеви мы называем это "Малами". Мы скрываем себя, наши истинные я. Иногда мы совершаем странные поступки для обычных людей. Они, конечно, совсем не странные. Но обычные люди к ним не привыкли. Как в Клэймонте, о котором рассказывала Сьюзан. Очень серьезные люди. Мы с моими последователями приехали в Клэймонт и изменили их. "Эй, смотрите, есть же еще другая сторона медали. Вы можете наслаждаться жизнью. Веселитесь с нами. Мы покажем вам жизнь". И мы действительно многих из них изменили. 40 человек из тех серьезных людей стали нашими последователями, и мы обучили их искусству самазенов. Ну, ладно, спросите ее, что она скрывает. Она рассказывает только то, что многим западным людям и так известно. Она прячет себя, когда мы выходим за эти рамки, потому что она хочет быть сама по себе. Она хочет любить Бога одна. Она не делится с другими.
Сьюзан: Я просто считаю, что важнее жить по истине, чем говорить о ней. Так, чтобы твои поступки говорили больше, чем слова. Если хочешь служить, служи, а не говори об этом. Просто делай. Для меня это самое важное. Знаете, Деде мне сказал: "Дервиш всегда сидит у двери. Почему? Чтобы он мог вскочить и оказать помощь". Если что-то требуется, просто сделай это. Важно не слушать разговоры, а встать и сделать то, что нужно. Для меня. Не для других людей, а для меня. Именно так я учусь. Возможно, другим людям важно просто сидеть рядом, быть в комнате и быть пустотой. А мне нужно работать. Я очень практичная. Мне нужно совершать действия. Если в этом есть какой-то смысл.
Комментарий: Возможно, для таких людей это первый шаг. Люди из современного общества не осознают своего тела. И если вы говорите с таким человеком, который полностью не присутствует в своем теле, то сначала нужно рассказать и, возможно, потом он что-то сделает и получит опыт. Все зависит от ситуации.
Сьюзан: И существует множество способов это сделать. То, что для меня это работает, не означает, что это также будет работать для других людей. По этой причине Бог дал нам столько различных путей, чтобы это делать. У каждого человека своя дорога. Множество путей, но они все идут в одно место. Но для меня, также как и для Мевлеви, важно служить. Служить все время. Не в качестве семазенов. Не все это. Это только верхушка. Важно видеть свои собственные эмоции, свои негативные чувства и начинать с ними работать. Для меня это важно, потому что я очень негативный человек. Поэтому мне нужно убираться.
Вопрос: Сейчас так много несчастных людей. Я вижу это. Конечно, Бог везде, но мы не чувствуем его. Как дети, мы должны продвигаться шаг за шагом. Начинаешь чувствовать, и после того, как ты начал чувствовать, ты становишься счастливым, потому что жизнь прекрасна.
Сьюзан: Да, но многие люди стараются избегать негатива. А я поняла, что не нужно его избегать, нужно на него смотреть. Если вы можете посмотреть на свои негативные чувства и увидеть их, тогда у них меньше власти над вами. Если мой мозг начинает "бе-бе-бе", "все плохо". "Это неправильно, то неправильно, все неправильно". Это часть моего разума. Но если я вижу это, я знаю, что это не важно, и я могу двигаться дальше. "Продолжай, делай это, переговаривайся сам с собой". Но в своем сердце я повторяю: "Все хорошо, все хорошо". Но если вы не видите свой собственный негатив, вы никогда не заставите его уйти. Если вы не знаете, что там находится, если вы это не осознаете, вы никогда не сможете изменить это. Прежде всего, вам нужно это осознать. То же самое касается негативных чувств. Вы должны знать, что у вас есть тень. У всех есть тень. И когда вы видите свою тень, вы начинаете очищать ее. У меня так. Возможно, другим людям это не подходит, но для меня это важно. И это то, что мне сказал Деде. Это нормально иметь негативные чувства, иметь их внутри. У всех они есть. Он обычно сидел и говорил: "Машалла, машалла, машалла!". Когда я была в Клэймонте, я попала в автомобильную аварию. В серьезную аварию. Я была в больнице и все такое... Когда я вернулась в Клэймонт, все стали подходить ко мне и говорить: "О, у тебя случилась эта авария, потому что ты вот это сделала неправильно, или потому что чужая энергия так плохо на тебя повлияла". Знаете, все эти мнения... Множество точек зрения. Два человека во всей округе, которые не говорили ни о чем, кроме любви, были Деде и Пьер. Они просто сидели и повторяли: "Машалла, машалла, машалла!". Все остальные высказывали мне свои мнения об этом происшествии. И это не помогало. Однако сидеть рядом с Деде, держать его за руку и просто чувствовать его любовь было замечательно. В этом отличие. В этом отличие. Для меня, но, возможно, не для других. Это моя дорога. Ты помнишь это?
Джелаладдин Лорас: Да, помню. Слава Богу, я не говорю по-английски, чтобы пожаловаться о той аварии. Я могу только плакать, плакать и плакать...
Сьюзан: Я помню, как ты смотрел на меня сверху, когда я лежала на столе. Помню твое лицо.
Джелаладдин Лорас: Это то, о чем мой брат уже говорил. Это то, как Мевлеви ценят дружбу. "Dost", истинный друг Бога. Это традиция Мевлеви. Постнешины обычно пожилые люди, и они кланяются молодым семазенам. Они кланяются друг другу. Никто из них не превосходит других.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мевлеви
Добавлено: 09 окт 2015, 07:10 
Не в сети

Зарегистрирован: 04 янв 2015, 20:29
Сообщения: 2
Здравствуйте!
Имею желание поделиться своим опытом удивительного влиянии музыки и кружения Мевлеви на моё тело. В понедельник утром я отложила занятия йогой и занималась срочными делами, в процессе делания дел зашла в Skype и увидела в этом чате видео о семе и решила посмотреть что в этом видео ( мне очень понравились комментарии Олеси. Спасибо Олеся я второй раз соприкоснулась с этой культурой и рада этому , я мыслями унеслась во что-то очень древнее , мудрое и вечное) . Ощущения в теле были разные и вибрации в виде натянутых струн по телу , и покалывание в области спины, и раздвигание границ тела и пульсация мозга . После 20 минутного просмотра видео, я занялась йогой и это было самое потрясающее занятие йогой - я с лёгкостью делала упражнения, моё тело было очень гибким и я получала наслаждение от каждого упражнения - это было впервые за 1,5 года занятия йогой.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Начать новую тему Ответить на тему



cron