Вот такой текст я написала в августе 2014 после двух недель у Бифатимы.
За время пребывания в унгуртасе у меня не было сверх-открытий, супер-откровений, не выросли крылья и не открылся третий глаз. Однако внутренне состояние и образ мыслей значительно изменился. В чем заслуга апашки, когда Олеся нашла правильные слова, а может быть пришла пора моим жизненным кубикам перекатиться на новую грань - сейчас понять не представляется возможным; да и не надо. Жизнь доносит свою мудрость разными способами.
Мы провели в унгуртасе почти две недели, и по-большому счету, это время ничем не отличалось от каникул у бабушки в деревне. Лето, жара, арбузы, сено, большой двор, бараны-коровы-куры-гуси; неспешное времяпровождение, купание в речке и прогулки по окрестным холмам. С одним большим исключением - сама бабушка и волшебность места, куда каждый день едут люди. В начале недели меньше, к выходным поток увеличивается. И у всех просьбы и надежды на апашкину помощь. Бабушка фантастична и наблюдать за ее работой с людьми огромное удовольствие. С каждым она разная - для одних суровая, для других игривая, с кем-то серьезная и ни для кого равнодушная. При первом появлении она слегка пугает, раздает распоряжения, приказывает "иди пить чай". Без чая и молитвы перед едой в унгуртасе не происходит ни одного разговора. За чаем происходит знакомство, ведутся долгие беседы, можно просто посидеть рядом с бабушкой. На третий-четвертый день, когда я немного освоилась, сидя рядом с апашкой, я ловила себя на том же чувстве восхищения, которое бывает в церкви и на святых местах, когда слезы текут сами от благоговения и очищения души. Я прятала эти слезы, так как вокруг были самые обычные люди, с повседневными заботами, и плачущая "московская" (так называют всех гостей из России) была бы воспринята как экзальтированная особа. Хотя, это скорее были мои опасения, в Унгуртас приезжает невероятное количество людей и там уже ничему не удивляются. Вскоре мои спонтанные слезы прошли и появился невероятный кайф от замедления и уже какой-то обыденности. Мы вписались в быт, пасли баранов, мыли посуду, делали уборку, а внутреннее состояние и образ мыслей постепенно менялись. Я ехала к бабушке с определенными вопросами, но поначалу боялась к ней подходить, не понимала, кого из окружающих лучше попросить быть переводчиком, а через неделю пребывания в голова прояснилась, появилось понимание что надо делать, что важно, что, наоборот, вносит помехи. И необходимость спрашивать апашку отпала сама собой. Большую роль в этом процессе сыграла Олеся. Наш проводник объясняла ЧТО на самом деле происходит; показывала двойные и тройные смыслы происходящего, учила замечать знаки, рассказывала детали суфийского мировоззрения, да и просто делилась женскими хитростями. Можно сказать, что у нас получился индивидуальный выездной тренинг, совмещенный с выездной психотерапевтической сессией, протяженной во времени. Олеся очень многие вещи показала мне с новой стороны, заставила задуматься, подсказала как использовать ресурс, полученный в унгуртасе. Без проводника моя поездка была бы в разы менее эффективна и многие события ускользнули бы от моего внимания.
В апашкином подворье вся жизнь вертится вокруг баранов. День начинается с утреннего выпаса, это обязанность новичков, через пару дней после приезда. Баранов пасти интересно. Старожилы показали нам три разных стратегии выпаса; когда мы остались два новичка вдвоем, тактика была совершено отличная, но тоже результативная. Однажды, наблюдая за стадом баранов, я увидела четкие параллели в поведении этих животных и гражданского общества. Законы исключений не знают, впереди всегда одни и те же, паршивая овца всегда портит стадо, в страхе все бегут в одном направлении, в спокойствии делятся на кучки и разбредаются. Вспомнились все народные пословицы и поговорки о козах и баранах, и, оказалось, что все они совершенно правдивы, и стало понятно какую значительную роль играли эти животные в деревенской жизни. По некотором размышлении, оказалось, что символы власти- скипетр и держава, на самом деле гипертрофированные палка пастуха и камень. Баранами день начинается и баранами заканчивается. Через барана проводят все основные обряды, его приносят в жертву, из мяса готовят еду. Это энергия того места.
Кроме основных обрядов на очищение рода, бабушка устроила нам "Унгуртас-спа": регулярное обертывание в шкуру барана, медовое обертывание, банки и баня. В сочетании с унгуртас- фитнесом: пробежкой с баранами по холмам, перекидыванием сена и походами на святую гору в сопровождении приезжих; Программа оздоровления дала фантастические результаты-)) думаю, что за две недели мой вес снизился на 4-5 кг. Мы смеялись, что надо приехать к бабушке на все лето и красивое, здоровое, стройное тело тебе гарантировано. Особенность этого святого места еще в том, что оно питает своей энергией и есть хочется гораздо меньше, чем на "большой земле". Я видела, как молодой здоровый мужчина, три часа физически работавший, вслух удивлялся, что одной чайной пиалки картошки и две ложки салата достаточно, он никогда не думал, что может наесться таким малым количеством еды. Зато арбузов мы ели вдоволь. И в голове у меня щелкнуло, что сбылась еще одна моя детская хотелка - лето в Средней Азии и много арбузов, все настоящее вокруг и мне хо-ро-шо.... Еда в унгуртасе занимала настолько мало места, что как-то я спохватилась, что третий день живу на чае, арбузах и молоке с хлебом. Энергии хватает, все время чем-то занят, даже если релаксируешь, испарились тревожности и были услышаны истинные желания тела. Стало понятно когда пришел голод. Для меня случилось откровение в различии ощущений физического и нервного голода. Оказалось, что физический голод довольно легко терпится, можно спокойно подождать еды и час и два. При необходимости и больше. Это в корне отличается от навязчивого желания пожевать, которое, если не удовлетворить, заслонишь собой все остальные мысли и желания. Для меня такое "приобретение" очень ценно; холю его и лелею.
Обертывание в шкуру барана - особый опыт. У нас даже появился термин "шкуронавт". Человека кладут на свежую шкуру, обматывают полиэтиленом и укрывают теплыми одеялами. Оставляют открытым только лицо. И в шкуре надо пролежать не менее трех часов. Тело прогревается, все лишнее выходит пОтом, размягчаются суставы и мышечные зажимы. Кожа становится сказочной. Лежать, правда, тяжело. Очень жарко, тело ломит, пот заливает глаза. Хочется встать и уйти из этой пытки. Я решила принять этот опыт как практику умения оставаться в моменте - я знаю, что это не смертельно, что много людей проходит через это, значит и я смогу, несмотря на то, что мне хочется сбежать. Как только смирилась с ситуацией, начало отпускать, а пока лежала, страдала и накручивала себя, что это невозможно терпеть - каждые десять секунд казались вечностью. В шкуре у каждого происходят свои процессы. Меня в какой-то момент накрыло эмоциями, волнами стали вспоминаться и выходить слезами давние обиды, даже обидки, я бы сказала. Память подкидывала их одну за одной, а я из выплакивала. Подошел мужчина: Вы плачете, Вам плохо? - нет, мне хорошоооо; а сама в захлеб реву....
После шкуры тело отдает тепло еще несколько часов, запущенная чистка продолжается, под одеялом жарко, но большой бонус, что шевелиться можно. Все-таки позу мумии сложно долго выдерживать.
Интересно наблюдать за приезжающими людьми. Те, кто в первый раз, задают вопросы - откуда вы? лечится приехали? Вы у бабушки учитесь? А она нам точно поможет? На вопросы о себе можно вообще не отвечать, Говоришь только "из России... Здесь люди, если хотят, сами рассказывают ... Давайте оставим вопросы обо мне.. Лучше я вам на вопросы об апашке отвечу" . И все понимающе кивают головами - ну да, человек издалека приехал, мало ли что. Не хочет говорить - не надо. Бабушка многим дает местное имя. Причем не всем и не сразу, говорит "на тебя приказ пришел - теперь тебя зовут так-то". Нам имена пришли в первый же день, что было очень удобно. Кто ты, что ты - вся твоя прежняя личность осталась за пределами унгуртаса, а здесь есть женщина вот с таким именем и она такая - в платке, колхозной одежде, ходит, что-то себе думает, посуду моет. Под новым именем гораздо легче проживаются все процессы, оно удовлетворяет людей и ставит барьеры для любопытных и, действительно, дает что-то большее.
Все время пребывания в унгуртасе обсуждалась возможность поездки по святым местам в Туркестан. Я не знала, что есть такой город, думала, что это устаревшее литературное название Средней Азии. Апашка собиралась в паломничество, нам любопытно, даже нашелся организатор поездки, но не сложилось. Как говорят, в Казахстане такое часто случается.. С одной стороны мне жаль, что я туда не попала, но уже чувствовала, что полученного объема достаточно и можно ехать домой. Я взяла максимум возможного на этот момент. Прощаясь, я попросила апашку взять меня в Туркестан в следующее паломничество. Должен быть очень интересный духовный опыт и подготовка к осуществлению еще одной моей детской мечты - поездке в Бухару и Самарканд.
Живу в Европе, езжу туда часто, но все-таки в душе я "скиф и азиат".
|