Для начала перекладываю то, что написала по Олесиной просьбе в другом разделе.
Итак, про свадебные традиции во Франции. Конечно же, это не исчерпывающая информация: что-то слышала, что-то видела, что-то в интернете прочитала. Возиможно, кто-то дополнит, поправит, или я сама потом что-нибудь новенькое узнаю.
На тему «французской свадьбы» вспоминается фильм «Соломенная шляпка». Там в юморной форме, но отражая реальность присутствует пресловутый свадебный кортеж, и ещё кое-какие детали довольно смешно, но точно изображены. В «Cоломенной шляпке» дружная толпа перемещалась на лошадях и пешком, сегодня кортеж перемещается на «железных лошадках»: с бантиками, шариками и клаксонами—всё как « у нас». (Правда, клаксоны любят далеко не все).
В современном французском обществе свадьбу празднуют по-разному: кто во что горазд. Многие живут вместе долгие годы, растят детей и так и не женятся. А некоторые венчаются в церкви, рожают детей, через год-два разводятся-- всякое бывает. У кого-то свадьба на 200 человек с музыкантами и вертолётами (да-да, мой муж-музыкант, однажды играл на свадьбе, куда жениха и невесту доставил вертолёт). Кто-то снимает замок и делает костюмированную свадьбу (в костюмах а-ля Людовик XIV, например). А кто-то летит в Нью Йорк, чтобы там расписаться «втихоря». А у кого-то всё проходит просто и по-семейному. А ещё следует учитывать, что тут живут многочисленные потомки выходцев из северной и южной Африки, и у них—свои традиции, про которые я писать пока не буду в силу полного их незнания. В общем, свадьбы очень разные. Но можно выделить всё-таки какие-то элементы, которые дошли до нас с давних времён, которые присутствовали ещё в римской и греческой культуре, а потом были дополнены или изменены католическими традициями или какими-нибудь местными народными обычаями.
Подготовка к свадьбе и помолвка
Помолвка—это официальное объявление и обещание будующей свадьбы. Юридической силы оно не несёт, но является поводом собрать членов семьи, возможно, обменяться подарками. В древности помолвленные обменивались простыми железными кольцами. С XV века в моду вошло дарить девушке кольцо с драгоценными камнями.
В современных семьях редко делают помолвку. Но предупреждают приглашённох задолго до свадьбы (примерно за год). Это делается для того, чтобы люди не планировали ничего на этот день и наверняка могли бы быть на свадьбе, и чтобы не было накладок с мэрией (особенно в городах с большим населением). К тому же, это позволяет спокойно и неспеша подготовиться. Как правило, всем высылаются приглашения на свадьбу (это не смотря на то, что всех уже предупредили по телефону или как-то ещё), где указано кто, где и когда женится.
Девичники/мальчишники
Они имеют место, как правило, за неделю до свадьбы. По-французски их называют довольно поэтично: похороны девичества (или, соответственно, юношества). Эта традиция тоже не всегда соблюдается, но ещё встречается. Некоторые современные девичники проходят вполне спокойно, а некоторые — довольно экстравагантно. Так, если вам доведётся на улицах какого-нибудь французского города встретить группу молодых людей или девушек, переодетых, например, в кроликов с разрисованными лицами, которые делают много шума (с помощью консервными банок, например) и пристают к прохожим—это оно и есть!
Гражданский брак и церковный брак
Французы сегодня вовсе не обязательно венчаются в церкви. Я бы даже сказала, что таких—меньшинство, а некоторые и вовсе относятся к этому саркастическо-скептически. Но и традиционные венчания тоже случаются: у кого-то, чтобы сделать приятное родителям и бабушкам-дедушкам или будущему супругу/супруге, у кого-то— просто потому, что это красиво, у кого-то, возможно, по настоящим убеждениям.
Католическая церковь долгое время занимала большое место в жизни французского общества. Настолько большое, что часто злоупотребляла им, чем и навлекла всяческие недовольства, которые, кстати, в народе чувствуются до сих пор. Ну и после революции пошло, что церковь— дело добровольное, и в гражданские дела вмешиваться не должна. В 1791 году вышел закон, по которому брак в церкви, заключённый без предварительного брака в мерии не действителен и даже не законен. Впрочем, ещё не так давно, примерно до 70-х годов во всех приличных семьях было всё-таки принято жениться в церкви.
Итак, сначала брачующиеся со своей свитой идут в мэрию. Невеста стоит во время церемонии слева (пересмотрела из любопытства свои свадебные фотографии: действительно, перед представителем мэрии нас «построили» по правилам). Эта давняя традиция объясняется тем, что у жениха правая рука должна была быть свободной на случай, если кто-нибудь покусится отнять у него невесту и придётся драться на шпагах. Рядом, соответственно, стоят свидетели. Представитель мэрии (который по случаю надевает трёхцветную ленту через плечо) зачитывает торжественную речь (длительность которой, как я заметила, зависит от того, много ли свадеб в этот день и как скоро надо освободить зал). Потом обмениваются кольцами, расписываются, молодожёном вручают соответствующие документы. Обручальные кольца во Франции носят на безымянном пальце левой руки. Я слышала такое объяснение: по древним повериям (вроде бы ещё в Древнем Египте так считалось), именно там проходит сосуд, который ведёт к сердцу—«вена любви».
В общем, эта часть не сильно отличается от нашего посещения «ЗАГСа».
Потом, если это предусмотрено, идут в церковь. Традиционно первыми в церковь входят приглашённые гости. Они садятся, оставляя свободным первый ряд. Затем входит жених под руку со своей матерью. Потом идут свидетели и родственники молодых. Затем идёт отец жениха под руку с матерью невесты. Невеста входит в церковь последней под руку со своим отцом, за ней идут дети.
Есть также особый порядок выхода из церкви. Сначала выходят дети, затем—молодожёны, и дети забрасывают их рисом или розовыми лепестками или конфетти (из народных поверьев—чтобы «отогнать злых духов»: рис —символ процветания и благополучия). Потом идут родители, бабушки и дедушки и прочие родственники со свидетелями, а потом—все остальные.
Впрочем, сегодня эта последовательности соблюдается далеко не всегда. Молодые, например, могут просто войти вместе, держась за руку. А приглашённые могут выйти первыми дружным кагалом, чтобы попреветствовать новобрачных на выходе.
Потом следует праздничное застолье со всяческими развлечениями. Иногда бывает так, что на застолье приглашают только близких друзей и родственников, но после церемонии угощают всех присутствующих вином или шампанским, называется это vin d’honneur. Это позволяет приобщить к празднику, например, коллег или знакомых, которые вроде и не совсем друзья, но вроде как и на свадьбу пригласить надо.
После церемонии и праздничного ужина молодые отправляются к месту, где они проведут первую брачную ночь. Один из народных обычаев—когда муж держит на руках жену, переступая порог дома. Этот обычай якобы идёт от поверий, которые существовали ещё во времена древнего Рима: если молодая споткнётся на пороге дома, то это дурной знак.
В старой католической традиции после первой брачной ночи принято было вывешивать на всеобщее обозрение простыню: чтобы, во-первых, все знали, что ночь состоялась, и как докозательство девственности невесты. (Насколько я знаю, такой обычай существовал и в некоторых других культурах). Правда, во все времена были случаи, когда женщины выходили замуж далеко не девственными, а то и будучи уже беременными. Просто сегодня отношение к этому поменялось.
Сегодня эта ночь, конечно, не является первой, проведённой вместе, и молодых оставляют в покое.
Интересны также некоторые региональные традиции. Они забываются, но иногда некоторые пары ищут что-нибудь оригинальное и нет-нет да и вспомнят про них.
Например, была такая старинная французская народная традиция: обычай ночного горшка. Пошла она из Аверона, а затем распространилась и в некоторых других районах. На утро после первой брачной ночи гости делятся на две группы: одна помогает новобрачным убежать, другая группа должна их найти и заставить выпить содержимое ночного горшка: микстуру, в состав которой могут входить шоколад, бананы, алкоголь и т.д. Она должна придать сил молодым. По традиции, как бы хорошо не прятались новобрачные, они должны были в конце концов быть найдены. В некоторых районах молодожёнов кормили луковым супом после первой брачной ночи.
В Провансе в качестве оберега в карманы костюма жениха, а также в туфли невесты насыпали соль. На свадьбе присутствовали берабанщики: они открывали свадебный кортеж, а затем играли на свадебных танцах, которые всегда имели место после церемонии во время праздничного ужина, который мог длиться до утра. На выходе из церкви, муж должен был передать жене ключи от их будущего дома, которые она вешала на пояс. Затем жене давали миску зерна, которое она должна была высыпать на родителей мужа, показывая тем самым, что хочет принести процветание в свою новую семью. Гости же бросали новобрачным миндальные драже и монеты. Затем новобрачные должны были перепрыгнуть через ленту или преграду из цветов—символ их перехода в новую жизнь. За праздничным столом новобрачные должны были есть суп из одной миски. Жене давали три небольших буханки хлеба: две она отдавала своей семье, а одну—друзьям, показывая тем самым, что она должна быть экономной и думать сначала про семью, но и друзей не забывать.
В Бретани на свадьбе должно было быть много людей: приглашалась практичеси, вся деревня, все местные фермеры. Свадьба длилась несколько дней: с пятницы по воскресенье (а в понедельник ещё и доедали остатки еды), она начиналась в деревне невесты, куда кортеж гостей прибывал под звуки местных инструментов — бретонской волынки (biniou) и бретонского гобоя (bombarde). Приглашённые останавливались на входе в деревню, где поперёк дороги была натянута верёвка. За проход надо было заплатить (чем-то похоже на наш «выкуп»). По прибытии к дому невесты ей пели печальную песнь о том, какое тяжкое испытание ей уготовано, перечисляя все трудности, которые придётся ей испытать в новой жизни. На выходе же из церкви уже играли что-нибудь радостное и торжественное. (НАпример, такое:
http://www.dailymotion.com/video/xfe5s2 ... mbediframe
)
Праздничное застолье располагалось в поле. Ввиду большого количества гостей, ели на деревянных досках. Садились либо на делевянные скамейки, либо просто выкапывали рядом с досками траншеи, чтобы можно было сесть «за стол». Еда готовилась заранее в большом количестве. А иногда приглашённых просили приходить со своей едой—экономия.
Даже нищие приходили на свадьбу; они держались в стороне, но и им перепадало с праздничного стола.
На бретонской свадьбе много танцевали местные народные танцы. Ели и плясали допоздна, а на следующий день опять собирались.
Наконец, бретонские молодые должны были съесть в постели молочный суп из одной миски, причём иногда им давали дырявую ложку или придумывали ещё что-нибудь,чтобы усложнить задачу. Это был как бы символ преодаления предстоящих трудностей.
Напоследок—несколько слов про свадебные костюмы и аксессуары.
Что до свадебного платья, то во Франции до приходы в моду белых платьев они были либо красными, либо чёрными (в Провансе, в частности), серыми, голубыми, либо надевали традиционные костюмы региона (в Бретани, например). А знатные дамы надевали просто красивые богатые одежды.
Важной частью свадебного костюма была подвязка. По некоторым источником, она вошла в свадебную моду в Средние века. Но я также читала ,что этот предмет наделялся символизмом и магическими свойствами с древних времён. Ритуалы вокруг подвязки могут быть разные: например, муж в конце церемонии снимает подвязку с жены, а другие потом у него пытаются её украсть. В Провансе с новобрачной снимали повязку во время застолья и прятали в одной из туфель новобрачной, где её должен был найти шафер.
На некоторых свадьбах можно было наблюдать «продажу с аукциона» подвязки невесты. Не знаю, часто ли проводят продажу подвязки сегодня, мой муж говорит, что такое встречается. Она может проходить по-разному. Часто новобрачная приподнимает платье по мере того, как растёт цена, обнажая ногу, пока не дойдёт до самой подвязки. А победителю разрешается снять её (особо ловкие могут попробовать сделать это зубами).
Букет у французских невест появился во времена крестовых походов: вроде как эта традиция была привезена с Востока. А бросать его стали ещё позже. Сейчас принято, чтобы невеста бросала букет с тем, чтобы какая-нибудь незамужняя подруга его поймала. Я лично свой свадебный букет, к своему стыду, «зажала»: уж очень он мне понравился, любимый муж к тому же сам покупал.
«На посошок» гостям раздают миндальные драже (миндаль в шоколаде или в сахаре), завёрнутые в кусочки кружева или тюля. Миндаль был популярен ещё в средние века, он считался символом вечной любви и плодородия (что идёт ещё от греческой мифологии), и ему к тому же приписывали всякие полезные свойства (например, продавали беременным в аптеках).
Я так и не смогла пока раскопать достоверную информацию, когда и откуда пришла традиция надевать на невесту фату (вуаль). По некоторым версиям, она осталась с тех времён, когда невесту похищали, накидывая ей на голову покрывало. Вобщем, традиция древняя и, видимо, в разные времена интерпретировалась по-разному. В частности, в католичестой традиции как символ чистоты и непорочности.