Автор Сообщение
Добавлено: 07 июл 2023, 03:51 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1529
Я – человек верующий, но не религиозный. Я не следую догме ни одной из религий, не противопоставляю их друг другу, но я, безусловно, не материалист. Я верю в бессмертие души, в святость, божественность, в связанность и взаимозависимость многих событий и вещей, в отзывчивость мира, и еще во многое другое. У меня есть очень веские основания в это верить. Я видела много того, что в нашей культуре назвали бы чудесами. Того, что современная наука пока не может объяснить точно. Но уже признает возможность. Наблюдает.
И еще я - в контакте с целительской традицией. И по происхождению (мои предки были целителями), и по опыту. Я бы сказала, с мировой традицией, и – с некоторыми конкретными ее проявлениями, из разных стран.
Все это вместе влияет на то, как я строю свою работу с людьми. Ну и вообще, жизнь.
Вот, например, ретриты. О чем для меня это?
Все целители и Люди Пути, которых я встречала в своей жизни, уходили и уходят в свои личные ретриты.
Апа ездит по святым местам, одна или с людьми, довольно часто. И там она меняется, преображается. Там для нее – совсем другая реальность, настоящий живой диалог с миром. Пластичный, поэтичный и вневременной. Там с нею говорят ручьи, ветер, земля и святые люди. Помню, как то в очередном аулие (святое место в Казахстане), когда она сидела возле могилы праведника, похороненного там, и что-то долго и задумчиво говорила, я попросила казашку рядом перевести мне речь апы (она, конечно же, говорит на казахском в таких местах). Ответ был интересным. «Я не знаю, как это перевести. Она как будто по телефону говорит с кем-то». «Ну а что все-таки конкретно она говорит?» И когда мне наконец перевели, оказалось, что апа, как с добрым другом, обсуждает с умершим несколько столетий назад святым человеком свои семейные обстоятельства, спрашивает совета. И, как бы получив ответ, говорит, что она может из этого сделать, а что было бы трудно. Очень по-домашнему, в режиме спокойного диалога. Я тогда была сильно включена в дела апы и знала, что она обсуждает, мне был понятен ответ апы, и вообще - разговор. И не было ни малейшего сомнения, что для апы он абсолютно реален. Не на показ. Просто заехала поговорить со старшим – о текущей жизненной ситуации. С кем посоветоваться, если не с ним. А еще апа ездит на горячие источники, и просто – по округе, посмотреть, где еще есть «в округе» места силы. Куда позовут аруахи. Часто руководствуясь своими сновидениями. У нее свои отношения с пространством. И без таких поездок она точно долго не может.
Карпатский мольфар Михайло Нечай уходил в горные пещеры на несколько недель в году. Один. Мне об этом рассказывали его односельчане и семья, все это знали. Приходило время, и он уходил. Каждый год, иногда и не по одному разу.
Ну и так далее.
Мой собственный прадед целитель каждый год пешком ходил в Дивеево. Из тульской области. Это только то, что я знаю. Вполне возможно, у него и другие ретриты личные были.
Зачем я об этом говорю.
Мне кажется, современные горожане утратили культуру, традицию ретрита. Общения с местами силы, с традицией, со святыми. Наши предки когда-то это делали. Сопровождали годовые переходы обрядовыми действиями, чувствовали землю, говорили со святыми, умели выходить из своей обыденности и открываться чему-то большему, живому, и получать оттуда поддержку.
У многих из нас, если не у всех, есть то, что называется травмой поколений. И всякие деформации в семейных системах. Мы все родом из детства. Ну, вы меня понимаете.
И в то же время, человек – коллективное животное. Нам важно чувствовать принадлежность к чему-то большему, к группе, к семье, чтобы быть устойчивыми психически, быть активными, действующими людьми. Поэтому, чтобы освободиться от деструктивных сценариев, выученных в семье, от неполезных программ и установок, уменьшить или совсем убрать последствия детских травм, очень ценно – опираться на какие-то другие «родительские» фигуры и группы. Святые, места силы, поддерживающие группы и общие действия, - они как раз эту функцию выполняют. Дают нашей психике разрешение измениться, освободиться, исцелиться. Кто-то старший, большой – разрешил. Можно. Безопасно.
Этим очень много пользовались те целители, которых я наблюдала. Я видела, как знаковые места и образы святых помогали им, собственно, исцелять – тех, кто обратился за помощью. И самим целителям нужна такая же поддержка. Так к кому им идти, как к старшему? Правильно, к горе. К святому. В место силы. К земле. К ветру. И – да, помогает.
Я очень многому научилась у этих мастеров. И теперь – точно так же – езжу к святым, иду в знаковые места за своим ресурсом. Одна. И – туда же – с людьми. За глубоким, важным, исцеляющим процессом. За силой. За целостностью. За здоровьем.
Да, важно правильное поведение в таких местах. Тогда они будут открываться.
Ну, мы это умеем.
И практики, которым я учу, это тоже – состояния. Способы туда попадать, да. Техники, стратегии, навыки. И места силы помогают нам оказываться там быстрее. Устойчивее.
Поэтому я люблю учить нашим практикам на ретритах. Для которых мы всегда выбираем особые места.
А эти места выбирают нас. Может быть, я прозвучу странно, но я так чувствую. Мы с нашими практиками нужны этим местам так же, как они нам. Мы сохраняем в них поток, смыслы, живую традицию. Своим присутствием, своими процессами, своей внутренней культурой. Мы, как современные жрецы целительской традиции, – показываем вселенной, что человечество еще живо и не полностью утратило способность чувствовать. Мы есть. Мы люди. И места – оживают, говорят с нами, дают поддержку.
Это надо почувствовать, как свой опыт, чтобы понимать, что я тут сейчас пытаюсь сказать.
Получается, что я зову вас приехать на ретрит, чтобы поддерживать сакральные места. Странно, да? Ну и это тоже. Но именно с таким отношением мы очень много получаем взамен.
А еще – чтобы быть счастливыми и здоровыми. Чтобы исцелять самые глубокие травмы и – благодаря этому – находить свои открытые пути и подлинные смыслы, позволять себе исполнять мечты, и раскрывать таланты. Чтобы набираться силы, смелости и внутренней устойчивости на год активной жизни. Чтобы находить друзей на всю жизнь. Чтобы учиться. Чтобы радоваться. Чтобы видеть чудеса. Чтобы быть чудотворцами.
Честно говоря, я еще много чего могу сказать на эту тему.
И, видимо, скажу. Продолжение следует)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Добавлено: 11 июл 2023, 04:38 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1529
Есть еще одна задача, которая лучше всего решается в ретритном формате, хотя, конечно, и в регулярной практике очень и очень проявлена.
Я снова сейчас буду говорить о качестве внимания.
Нам всем нужно время и обстоятельства, чтобы как бы очистить свое внимание от рутинной нагрузки, вернуть себе чувствительность, поймать потоковое состояние.
Каждый день на нас давит технический шум, пугающие новости, деструктивное общение с людьми из нашего окружения, и многое еще. И, чтобы не чувствовать боли, и как-то с этим всем давлением справляться, наше внимание гаснет, ослабевает. Перестает реагировать на жизнь. Но таким образом мы теряем и видение перспективы, и способность делать выборы, балансировать и разрешать конфликтные ситуации, мы теряем инициативу и становимся ведомыми. Движемся по инерции, или под влиянием кого-то, более агрессивного и активного. Помните шутку – «если вы не получаете удовольствия от того, что вы делаете, проверьте, может быть, вас кто-то запряг?» Да, что-то в этом духе происходит с человеком, который потерял внимание.
Так вот, на наших ретритах мы очищаем свое внимание и позволяем ему восстановиться, ожить. Помню, как на ретрите в Демре мы в один из дней все обратили внимание, что никто уже не носит с собой смартфон, и не смотрит поминутно в мессенджеры и в новостные каналы. И это не потому, что я запретила. Просто все сами стали оставлять смартфон в комнатах, естественно. Он же действительно не нужен постоянно. А новости и сообщения можно проверять раз в день, ничего от этого не меняется. А вот тело и сознание живут совсем другой жизнью, если им позволять. Точно более радостной, но не только. Более продуктивной, как ни странно. Все мы, включая меня, за эти дни с чистым вниманием увидели и поняли много такого, что помогло выстроить стратегию поведения на месяцы после этого момента. Не навсегда, но в текущей ситуации ориентироваться получается точно лучше после такого выхода в чистое пространство.
Поверьте, и затраты на такой ретрит, тоже окупятся многократно, благодаря верным стратегическим решениям после него и просто сохраненному здоровью, за которое тоже в немалой степени отвечает наше внимание. Ретрит – это не роскошь, это необходимость.
В правильной группе, конечно, и с «нашими» практиками.
Ну или в соло-формате, но группа – это тоже ресурс. Как я писала раньше, она дает нам «разрешение» поменять привычную модель поведения. Как родительская фигура. Коллективная. Ну и я тоже в этой роли бываю эффективна. Я знаю.
Поэтому с группой для кого-то это все быстрее. Ну и организованный нами комфорт – тоже важный фактор. Можно полностью все отпустить и быть «в себе».
После таких групповых процессов можно и в соло-формат ретрита. У меня, кстати, есть идеи и на этот счет, но об этом – потом. Пока поговорим о ретритах в группе.
Безопасность пространства важна для того, чтобы оживлять внимание.
А еще – как ни странно – некоторая ритуальность. Поэтическая составляющая.
Нашей душе свойственен образный и поэтический язык, она так чувствует себя свободней. Апа, скажем, постоянно говорит на каком-то птичьем языке. Казахи, которых я просила переводить ее для меня, постоянно жаловались, что они не знают, как это делать. Не успевают ее понять. «Ну вот сейчас она попросила меня принести «два-один». Я не знаю как, но я понял, что она просит ножницы. Но ведь она постоянно так разговаривает», - жаловался мне один мой товарищ по суфийскому процессу рядом с апой. При этом она постоянно дарит какие-то необычные подарки, или дает имена, или странное задание. Я давно поняла, что это – именно для того, чтобы человек отпустил привычную логику и «открыл сердце». «Сердце открывай – все понимать будешь, а ла-ла не надо» - апашкина фраза.
Причем тут ретриты? Ну отчасти – притом, что я, конечно же, перенесла туда большую часть моего опыта из жизни с апой. Это происходит само, естественно. И для меня – ну и для остальных – пространство ретрита становится поэтическим, символическим, живым.
Иногда – молчаливым, иногда – открытым для глубокого разговора, но всегда – сновидческим и игровым. Веселым и серьезным одновременно. Таким чувствуется пространство тех мастеров и целителей, с которыми я жила. И такое же разворачивается у нас в группе. И это тоже – про качество внимания. И про внутреннее разрешение слышать и чувствовать больше, чем обычно, чем мы осмеливаемся проживать в наших социальных системах и условиях жизни. Чтобы больше чувствовать – нужна смелость. Она есть у мастеров, и ее становится больше – в группе. На таком вот ретрите, о котором я говорю тут.
Я думаю, что хотя бы раз в год важно такой выход в чистое пространство делать. Лучше – два. Или больше. Но хотя бы раз. И важно потом возвращаться «на базар жизни», и там применять это наше сильное внимание, ну и стратегии, найденные на ретрите. Я – не тот человек, который уйдет в монастырь насовсем. Я – как суфии, мне интересна вся эта безумная реальность, люди, процессы. Но и мне нужны ретриты. Чтобы оставаться во всей этой густо заваренной каше - собой. Чтобы чувствовать и видеть немного больше. И чтобы помогать это делать и другим.
Многие люди, которые бывали у апы в ее лучшие времена, говорили о том, что эта поездка еще долго «распаковывалась». То есть ее смыслы проявлялись в последующих событиях и помогали человеку проживать их ресурсно, с пользой и не стереотипно.
А почему? Хм. Об этом хочется написать поподробнее)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Добавлено: 14 июл 2023, 03:07 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1529
Что значит – ретрит «распаковывается»? Как этот опыт влияет на последующие события в жизни человека?
В пространствах мастеров обычно все становится немного ритуалом. И все предметы, все события, контексты, все – значимо и знаково. Все вокруг говорит с нашим бессознательным напрямую.
Время и пространство как бы становятся гуще, плотнее.
Интересно, что наши практики и семинары, например, по RMB, тоже так работают. Люди замечают, что их время словно уплотняется, когда они практикуют с нами. Помню, на недавнем семинаре в Риге участница говорила об этом. «Я – профессиональный кондитер, делаю торты на заказ, и часто это происходит рано утром. Поэтому я постоянно опаздываю на все мои другие встречи. И сегодня у меня тоже был заказ, и я думала, что опоздаю сегодня на семинар. Но я все успела, и у меня еще и осталось время. Я пришла даже слишком рано. И это получилось само, я не старалась и не напрягалась, просто все быстро и хорошо сделала. Это удивительно, я не знаю, как это объяснить. Время раздвинулось. В него теперь больше помещается.» А мне понятно, почему так. Поменялось качество внимания, человек чувствует яснее и прямо резонирует с миром, спокойно, без лишних движений, не отвлекаясь. Конечно, все получается быстро и точно. Мы очень много своего ресурса тратим на неточности и лишние движения. На суету. Изменилось поведение. А кажется, что поменялись свойства времени.
Хотя, если время – это просто категория, понятная нашему уму, - то да, и свойства времени меняются. Почему нет. Ведь мастер часто видит события прошлого и будущего, проживая их как бы в настоящем моменте. Помню, апа на святых местах часто начинала звучать, словно свидетельствует происходящее, а говорила при этом о событиях средневековья, например. «Нет, похоронили мы его не тут, мы его похоронили у реки, это не то место. Идите за мной», - и ведет куда-то, где по ее – чему? Памяти? Сновидению? Чувственному восприятию?- лежат мощи местного святого, умершего несколько столетий назад. Или течет родник с особой водой. Или лежит камень, наделенный особой силой. Все это – часть ее прямого восприятия места и времени. И это восприятие отличается от обыденного. Вместе с апой и мы попадали в другую реальность, с иными свойствами. То же самое случается на наших ретритах. Свойства пространства и времени меняются. И что происходит тогда?
Наши внутренние процессы, запросы, тоже начинают проживаться иначе. Из другого, более ресурсного состояния. Как бы с поддержкой, с одобрением старшего. Без суеты. И стратегии поведения меняются. Вместо выученной в детстве или выбранной «для выживания» поведенческой модели, появляется другая, сильная, живая. И результаты она дает тоже другие.
Человек приезжает в пространство мастера. Например, к апе. Со своей историей - семейными проблемами, неуспехом в делах, разрушенной психикой, просевшим здоровьем и так далее. Пусть его зовут Иван, например. Апа Иванушку встречает, как родственника, и - помещает его в свою систему , в свой контекст отношений. С нею, с ее родней, с другими такими же искателями и паломниками. С природой вокруг, с местом, с животными. Весь этот джаз) Чаще всего, даже имя другое дает. Пусть в нашем случае будет Сулейман.
И создаются ситуации. Самые разные. С кем-то у Ивана-Сулеймана возникает дружба, с кем-то, скорее всего, будет конфликт. Ему снятся какие-то яркие сны. Апа постоянно дает ему странные задания по хозяйству. За чаем все обсуждают свои истории и какие-то волшебности, которые произошли или привиделись. И во всем этом складывается история. Вполне безобидная и безопасная, как в пионерлагере или у бабушки на даче, но почему-то очень заряженная эмоционально. И часто апа создает физические нагрузки или ограничения, и тогда у Ивана-Сулеймана возникает выбор – помочь другому или поберечь себя, открыться эмоционально, или быть в привычном. И все время чувствуется внимание апы. Она даже во сне всем снится. Ну и в жизни – мимо не проходит, все время чем-то зацепит, что-то скажет или создаст ситуацию-загадку.
Можно сказать, что ничего не происходит. Но во внутреннем пространстве человека – раздаются роли, начинается пьеса. Драматургия очень нелинейная, но она есть.
Проигрываются разные сценарии. И Иванушка наш проявляется, оживает, делает свои ходы, выборы. Небольшие, как бы не всерьёз. Но проживаются и запоминаются они ярко, как в детстве.
А потом он едет домой, и внезапно замечает, что в его «взрослой» жизни проявляются те же сценарии, появляются персонажи, в которых он узнает (не напрямую, скорее – видит общие черты в поведении) своих товарищей по апашкиному «замесу». И вдруг Иван-Сулейман замечает, что ему уже совсем не сложно реагировать по-доброму в этих обстоятельствах, понимать окружающих, слушать их, оставаясь устойчивым, видеть их настоящие потребности, принимать точные решения. Он как бы знаком уже с этим, а не испуган и не напряжен. Ему просто оставаться человеком. И мир отвечает взаимностью. Люди благодарны. И дела как-то сами благоприятно устраиваются.
Как это устроено? Это наше бессознательное выбрало в учебной ситуации у мастера те ситуации и тех партнеров, которые наиболее актуальны сейчас? Или это в жизненных обстоятельствах мы замечаем то, что нам проще заметить, уже знакомое, и идем туда, как в самый простой сценарий? Я думаю, и то, и другое работает. В две стороны. И ситуация у мастера неслучайна, и во всем разнообразии жизни мы всегда выбираем знакомое и привычное. Фокус в том, чтобы расширить диапазон «знакомого» себе. Ну и создавать сознательно новые привычки.
Магия ретрита, в том числе, и в том, чтобы в символическом и безопасном пространстве позволить человеку выйти из стереотипного поведения, и дать перепрожить какие-то важные для него сценарии по-другому. Уже с поддержкой. И мастера, и группы. И себя – спокойного и ресурсного. Наш внутренний свидетель там тоже присутствует.
Групповая динамика тут очень в помощь. Но ситуации, в которых в жизни можно было бы «застрять» надолго, или раниться о них, принять за непреодолимое препятствие, там - разрешаются легко и играючи. По-доброму. С пониманием и принятием.
В жизни этот опыт может стать не просто опорным, но в определенных ситуациях и решающим. Изменить судьбу человека.
Я таких случаев знаю много. И после поездок к мастерам, и после наших ретритов.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Начать новую тему Ответить на тему



cron