Почему Соло-практика развивает творческое мышление? Снимает внутренние блоки на творческое проявление, выводит из эмоционального застоя, ресурсирует? Во-первых. Потому что наша практика выстроена по классической модели творческого процесса. Знаете ли вы из психологии творчества его знаменитые 5 этапов? Вкратце это звучит так. Вначале появляется интуитивная догадка, направление, замысел. Это – работа нашего правого полушария. Иррационального, как бы не логичного. Просто догадка. Сновидение. Второй этап – собирание информации по теме. Это включается левое полушарие, оно начинает сбор и анализ уже существующих данных, чужого опыта. До момента насыщения. Третий этап – снова иррациональный. «Муки творчества», вынашивание. Иногда он идет во сне, например. И вполне себе качественно. Четвертый – инсайт, озарение. Эврика! Считается, что он – тоже в правом полушарии случается. Хотя по-моему – в обоих сразу. Синхронно. Ну и пятый – снова доказательный. Как доказать другим, что ты прав? Подтвердить свое открытие. Придать ему форму. И так далее. Порой он занимает больше всего времени. И требует многих усилий. А теперь - причем тут практика Соло. Она интегративна, и тоже включает в себя и работу правого, и работу левого полушарий. И телесные процессы, и эмоциональные, и интеллектуальные. И личную динамику, и групповую. И медитативные настройки, и движение, и рисование, и письмо, и анализ. Самообразование. Личную практику с поддержкой группы. И так далее. Но структура Соло – сессии – может быть расписана по пяти шагам психологии творчества. У нас есть рождение замысла. О чем будет сегодняшняя практика? Что нам важно сегодня? Какой мы выберем фокус внимания? Тему? Инструменты? Вторая часть – сбор информации. Частично это наш образовательный подход к освоению практики. В интенсивах, в частности, я много рассказываю о возможностях практики. О телесно-ориентированной психологии. О медитациях. И так далее. Чтобы каждый участник не только чувствовал, но и понимал суть практики. Но еще важнее – настройка на практику. Подготовка пространства, сознания, возможно – эссе на тему, выбранную для исследования. Есть и другие способы самонастройки. О них я думаю даже сделать отдельный интенсив – «для продвинутых») Третья часть – движение. Аутентичное движение соло. В тишине, с закрытыми глазами, без ожиданий, в состоянии свидетеля. Внутренний свидетель – очень важная для нас история. Об этом – в другом тексте. Этот процесс - сродни "вынашиванию" творческого произведения. Рождение чего-то, без плана, без ожиданий, в радости от каждого нового переживания. В состоянии свидетельствования. Наблюдения. Осознавания непредвиденного. Четвертая – спонтанное письмо, рисование, творческое до-проживания материала, который раскрыл телесный процесс. Обычно в этот момент происходит много инсайтов. И – наконец – пятый этам, когда уже логичный и связный текст пишется в дневник, в группу, свидетельствование друг друга. Опыт оформляется в слова и разделяется с другими. Тогда же происходит и обсуждения процессов. В том числе и с фасилитатором (если есть желание). Все это вместе занимает не так уж много времени, но внутренних событий успевает произойти великое множество. Но это еще не все. Во-вторых. Что мешает нам проявляться творчески? Так называемый Внутренний цензор. Или Критик. Холодный, не понимающий, отвергающий родитель. Или группа сверстников. Какой-то опыт, который приучил человека чувствовать стыд и страх быть отвергнутым. У практиков Соло развивается другой персонаж внутри. Внутренний Свидетель. Это – тот зритель, или родитель, которого каждый бы хотел иметь рядом. Оберегающий без ограничения свободы. Внимательный, но не оценивающий. Поддерживающий безусловно. Мудрый и ясночувствующий. И как только Цензор уступает место Свидетелю, творчество расцветает. Проверено неоднократно. Но и это еще не все. Соло – практика, которая может быть ежедневной. И призвана такой стать. Ее можно привязать к своей повседневной рутине, а можно доставать из кармана как волшебную палочку в нужный момент, когда надо тыкву превратить в карету. И - работает. Но всякая практика дает больше эффект, если делается регулярно. Если делать регулярно практику Соло, то появляется устойчивый контакт со своими чувствами, внутренняя смелость. Свой голос. И звучит он – без срывов. Уверенно. Впрочем, и это еще не все. Есть живое сообщество практиков, их поддерживающее внимание, деликатное и устойчивое. И оно тоже очень ценно. Пространство практики - и дружеская поддержка живых людей. Искреннее их свидетельствование поисков и уникального опыта каждого. Поставлю многоточие. Может быть, вы сами захотите меня дополнить…
|