Мне приятно, что я поучилась немного в Ват По, хотя, как я и предполагала, их стиль обучения мне скорее напоминает тренинг, или муштру. Есть стандарт, принятый в этой школе при монастыре, - для каждого выбранном ими для преподавания вида массажа. И студент должен его идеально усвоить, научиться выполнять точно до нюанса. Стандарт этот включает и последовательность движений, и выверенную постановку рук. Он никак не связан с индивидуальностью человека, пришедшего на массаж. Усреднен и выверен даже по времени сессии. Пожалуй, сбалансирован. Можно и так на это посмотреть. Постановка рук – важна, она дает нужное качество воздействия в каждом массажном движении, и выучив каждый жест, массажист может, даже не понимая всех действий, не «читая» телесных реакций клиента, все же качественно делать свою работу. Например, курс массажа ног и рефлексологии стопы длится 5 дней, и за это время стандартный сеанс массажа, который разработан в школе, выполняется много-много раз, под бдительным присмотром преподавателей. Они внимательны, четко следят за детальной точностью выполнения своего «идеального массажа». Так можно обезьяну научить делать массаж ног, мне кажется. С таким упорным и последовательным тренингом. К экзамену преподаватели школы тоже относятся ответственно, не формально. Ват По – это уровень. В Тайланде считают так. Репутацию нужно беречь. И ее берегут. Не одну сотню лет. Но к чувствительности, к глубокому взаимодействию между людьми, к целительству вся эта муштра все же имеет мало отношения, на мой взгляд. Впрочем, большинство тайцев приходят в Ват По не за духовным ростом или искусством, а именно за ремеслом. С этим дипломом они получат работу. Точно. И именно это им важно. Это видно в каждой ситуации, как бы висит в воздухе учебного класса. И мне становилось грустно, если сказать правду... Как будто вместо живого человека я обнимаю куклу. Хорошо сделанную, но... Впрочем, то, что школа находится при монастыре, меня лично отчего-то все равно трогало... Да, и конечно же занятия начинались и заканчивались молитвой, как принято в традиции тайского массажа. Но в то же время... Комната для занятий переохлаждена, кондиционеры дуют вовсю. Я удивляла таек тем, что одевалась в носки, теплые штаны и куртку, заходя туда. Сами они дружно чихали, жаловались на простуды, полученные здесь, но продолжали добавлять мощность холодильника во время и после массажной работы. На разогретое и незащищенное тело... Вообще-то можно серьезно заболеть, если так делать. Пишет называет таких людей «тука» - тот, кто причиняет вред своему телу по собственной глупости. Тука и есть. Очень подходящее определение. И это происходит в школе традиционной медицины... А чего стоят несколько сеансов глубокого массажа ног в день! Мы с Володей быстро отказались от других партнеров и стали работать только друг с другом. И сделали мы это не только потому, что нам вдвоем веселей. Мы попросту берегли друг другу ноги. А разболелись они у нас обоих – именно после того, как в паре у каждого оказался преподаватель школы. Вот кто работает неоправданно жестко... Зачем – не знаю. Скорее всего, тут не «зачем», а «почему». Потому что нет задачи прочувствовать и сделать что-то полезное для тела конкретного человека, оказавшемуся под руками, вот и не приходит в голову учесть, что для его ног это уже десятый массаж на три дня, и все промято дальше некуда. И то, что раз в две недели было бы прекрасно, в таких дозах – небезопасно. Для преподавателя наши тела – «модель». И все. Мы с Володей это быстро поняли, и больше не давались. Но – опять же – что именно принимают как образ действия их ученики? Отношение к «кастомеру» как к кукле? Или все же искусство массажа? И то и другое, я бы сказала. Да, постановка рук, строгое отношение к качеству исполнения их массажных «хитов», это – своего рода сохранение традиции. «Планка». Массаж Ват По, сделанный строго по правилам - работает. На первых сеансах нашего массажа ног я очень расслабилась, все тело откликается, сильные ощущения. Это потом уже пошел перебор. Именно для нас. Для живых людей – в конкретной ситуации.. Это хорошо, наверное, что здесь такое количество людей учится вот именно так точно делать массажи. Но... Что-то потерялось, когда ремесло отделили от знаний о теле человека, от духовного содержания, от отношений между людьми и личного развития... Сейчас это – бизнес. Работающий. Городская цивилизация дает запрос на таких ремесленников. И Ват По выдал продукт, вторичный относительно искусства тех мастеров, кто создавал тайский массаж. Фастфуд – массаж. А мир и людей надо все же еще и чувствовать. И себя. Тоже. И в то же время я чувствую благодарность. К миру и жизни – за возможность путешествовать и собирать опыт. К Володе – за то, что мы в этом опыте и путешествии вместе. У нас иногда случается остановиться и оглядеться – где мы. Вот только вчера мы были в нескольких сотнях метров от королевского дворца в городе с самым длинным в мире официальным названием, в окружении группы смуглых женщин и мужчин, с которыми мы дружно учим последовательность и свойства движений в классическом сеансе тайского массажа ног... Да.... А еще у меня много благодарности к тем древним и современным тайским мастерам, которые создали традицию тайского массажа, и тем людям которые делятся тем, что они знают о ней – как могут. Как это получается именно у них и именно сейчас с нами, в то время, которое мы оказались готовы этому посвятить. А ведь даже вот эти вот постановка рук, и последовательность движений – возникли потому что кто-то долго и много экспериментировал, искал, узнавал мир и себя. Менялся. Становился чувствительней, находил те самые движения, понимание тела, собирал опыт... Тайцы правы, что перед практикой дружно читают молитву, в тексте которой вспоминают и выражают уважение учителям и создателям традиции... Есть в это смысл и правда какая -то. А я теперь думаю, как максимально передать людям из моего окружения то хорошее, что я вижу в этом новом опыте из тайской древней школы, разумеется, не допуская механистичности. Можно поработать над их «образцом», узнать побольше о рефлексах стопы, посмотреть с чем и как сочетаются техники Ват По, посмотреть что дает этот массаж – на практике с разными людьми, раскрыть его. Оживить. Традиция тайского массажа – живая традиция. Она жива в Пишете и его учениках. Я уверена, в Ват По - или хотя бы в Бангкоке – тоже есть мастера, практикующие массаж как искусство и духовный путь. Я таких людей ищу. Мне они важны. Я делаю то же, что и они. Просто я пока моложе. И все время учусь. И учу – чему пока или уже могу. Но мы - в одной лодке. Все мы. Люди. Живые и чувствующие.
|