Вложение:
фатуш.jpg [ 47.42 КБ | Просмотров: 12277 ]
И конечно интервью.
Это - одно из первых, мы его брали еще в тот давний наш с Машей Гусевой туда "заезд")
Когда мы были кухонными ангелами)
Интервью с Фатуш, членом ордена Мевлеви, март 2013 г.
- Расскажите, пожалуйста, о Вашем пути в Мевлеви. Что означает Мевлеви для Вас лично?
- В конце семидесятых мне посчастливилось познакомиться с отцом Эфенди, Сулейманом Деде, в Гонолулу. Мой суфийский учитель того времени был чудесным человеком, вдохновленным учением, и он пригласил Сулеймана Деде в Гонолулу. Именно в тот момент я впервые познакомилась с этим прекрасным человеком, который совершенно не говорил по-английски. Но в этом не было необходимости. У меня тогда, как у любого студента, часто возникали разные вопросы. Но в его присутствии я обнаружила, что получаю на них ответы без слов, просто в отражении его присутствия. Это был невероятный опыт для меня.
У меня не осталось вопросов. Я ни разу не сталкивалась ни с чем с подобным до этого. В тот момент я была ищущей. В детстве я приняла осознанное решение, что моя жизнь будет отличаться от той, которой жили остальные члены моей семьи. У меня тогда не было представления, что бы это могло значить. По мере взросления у меня появилось ощущение, что моя жизнь похожа на разборанный паззл, но при этом его части подходят друг к другу. Я хотела собрать этот паззл.
После встречи с Эфенди Сулейманом Деде последовала также встреча с его сыном, Эфенди Джелаладдином Лорасом. И это также случилось в конце семидесятых. В тот момент я еще не осознавала, что это будет мой путь. Но я понимала очень четко, что это единственный путь для меня, и на самом деле вопрос выбора не стоит. Где-то глубоко внутри своей сути я чувствовала, как меня тянет и зовет эта традиция. Прошло очень много лет с тех пор, паззл сложился лучше, чем я могла себе представить, и вместо ищущей я превратилась в преследуемую.
Я была воспитана в католической традиции и впервые познакомилась с суфизмом на Фестивале Мировых танцев на Гавайях. Я тогда сразу поняла, что это настоящая традиция, что это религия сердца. Не религия как некий социальный интститут, а настоящая традиция. И это было очень созвучно с моими чувствами. Еще я почувствовала, что религией сердца являются множество религий. Все они находятся под одним зонтом и отличаются только названиями: ислам, буддизм, христианство и т.д. Названия разные, а послание одно: если это истинная религия, это религия сердца. Но для меня самым близким стал суфийский путь. Церемония сема, кружащиеся дервиши, молитвенные танцы очень отзываются во мне.
- На Гавайях, в вашей традиции, также существуют молитвенные танцы. Почему вы выбрали Мевлеви?
- Я никогда не участвовала ни в чем подобном и когда вы упоминаете молитвенные танцы, мне приходят в голову другие практики, которые есть на Гавайях. Единственное, о чем я слышала, но никогда не принимала участие – это так называемые тайные танцы. Это не сема, не кружения, это совершенно другое. Но поскольку я никогда не принимала в них участие, мне нечего сказать об этом.
- Не могли бы вы рассказать о вашем опыте общения с Сулейманом Деде?
- Собственно, Эфенди Сулейман Деде дал мне имя Фатуш, производное от имени Фатима. Это было много-много лет назад. Я тогда была молодой девушкой и, видимо, напоминала Эфенди его племянницу или еще кого-то из его родственников, и это стало той связью, которая существовала между нами. Меня переполняли чувства от встречи с ним. Внезапно я превратилась в мусульманскую девушку с убранными волосами. К моему удивлению, это не стало чем-то необычным или неудобным для меня. Но мой ум находил это странным. Вы знаете, все это путешествие к той точке, в которой я нахожусь сейчас, очень сложно объяснить с точки зрения логики. Я третий раз в Конье и это всегда особый подарок, быть здесь. Первый раз я приехала сюда в 2005 году, и это был очень странный опыт. Я ходила по улицам Коньи и чувствовала, что я дома. Это было очень интересно. Я верю в реинкарнацию, у меня есть ощущение, что я прожила много жизней. И я чувствую, что я бывала здесь раньше. Я чувствую себя как дома каждый раз, когда приезжаю сюда. Это очень сложно объяснить, на самом деле сложно.
- Как ваш путь в Мевлеви продолжается сейчас, ваше общение с Джелаладдином Лорасом? Что для вас значит учитель в жизни?
- Для меня Эфенди (плачет) – настоящий друг. До недавнего времени Эфенди приезжал к нам 2-3 раза в год. Я посещала эти встречи в течение многих-многих лет. Иногда мой ум придумывал разные причины, почему я не хочу или не могу пойти туда. Но я всегда находила возможность услышать себя, и когда я слушала сердцем, то выбора не было. Не было необходимости думать, надо ли мне идти на встречи с Эфенди. Это был зов. Я ничего не выбирала. И это тоже очень интересное явление. Как если бы меня тянуло невидимой нитью от моего сердца к сердцу моего друга (плачет). Как если бы всех нас здесь тянуло друг к другу. Именно поэтому сейчас я здесь, в Конье. Недавно я осталась без работы. Я могла придумать множество историй, почему я не могу позволить себе приехать сюда сейчас, действительно хороших историй. Но когда я остановилась и перестала слушать их, у меня снова не было выбора. Это бы тот самый зов. И я всегда его чувствую, если я слушаю себя, по-настоящему слушаю.
- Я присутствовала на церемонии сема, но никогда не принимала в ней участие. Каково это, быть непосредственным участником семы?
- Мне посчастливилось побывать как снаружи, в качестве зрителя церемонии, так и внутри, в качестве студента. Когда я начинала обучение, мой первый урок был с Эфенди Джелаладдином Лорасом. Это произошло в Гонолулу много-много лет назад, и тогда я главным образом старалась сосредоточить внимание на моих ногах и не думать ни о чем другом. Я чувствовала головокружение и волнение. Когда мне удалось избавиться от этих ощущений, я на короткий момент почувствовала пылающее чувство в груди, которое я не могла объяснить. Это было похоже на огонь в груди, и это было мое первое ощущение чего-то неизведанного. Чего-то такого, для чего у меня тогда не было названия. И я спросила Джелаладдина: "Что это за странное чувство в моем сердце?" И он ответил: "О, это горение, это горение огня". Я не могла понять этого умом и прошло очень много лет до того момента, когда я начала полностью осознавать, что за огонь пылал в моей груди. Это было чувство, которое я испытывала снова и снова, участвуя в семе. Когда я позволяю себе не быть в голове во время церемонии, я чувствую, что могу пребывать в состяния принимающей и в состоянии отдающей. Это довольно неверятный опыт. Как я могу описать этот подарок? А это настоящий подарок, но не для меня лично, а для того, чтобы делиться им. Я чувствую, как если бы я была преследуема, чтобы делать это. И это стало некой честью, почувствовать этот вкус. Это на самом деле сладкий нектар. И у меня есть возможность попробовать его.
- Это изменило Вас?
- Я чувствую своего рода рост, я чувствую, что мне дали подарок. Но он не для меня. Это для того, чтобы передавать его дальше. Это не мой подарок, это дар для всех нас. Да, это изменило мою жизнь.
- И Вашу обычную жизнь также?
- Да. Как бы сильно я не считала, что нет, но да, изменило. Я научилась доверять в той степени, которой я не знала никогда в моей прошлой жизни.
- На что это похоже? И Ваша привычная жизнь также изменилась, жизнь других людей вокруг Вас?
- Это сопровождало меня в моих взаимодействиях с другими людьми, в моих делах и жизнь изменилась, да. Но у меня также было очень сильное чувство, что еще многому предстоит научиться.
- Ранее это было только турецкой традицией, но сейчас мир изменился и все перемешалось. Живые традиции важны сейчас для всего мира в целом.
- Я считаю, что сейчас это еще намного важнее, чем 70-100 лет назад или настолько же важно. Мы, как современные люди, сейчас несем большую от ветственность за все, с чем вступаем в контакт. То, каким образом мы вступаем во взаимодействие друг с другом или нет, является результатом использования технологий, что ограничивает наши "живые" коммуникации лицом к лицу.
- Сейчас времена, когда люди не верят в Бога, не молятся, что мы потеряли? Поэтому сейчас так много несчастных людей вокруг?
- В этом есть доля правды, да. Я не знаю, больше или меньше сейчас несчастных людей. Я вижу очень много молодых людей с гаджетами в руках, также как и взрослых. Сейчас больше игрушек, в которые можно играть, и меньше живых контактов между людьми.
- Может быть, Вы знаете, что необходимо сказать о Мевлеви молодым людям, иностранцам?
- Я не знаю, как говорить об этом.
- Спасибо за интервью.
- Пожалуйста, мне было приятно общаться с Вами.