Этим летом в Стамбуле мы записали беседу с Şahin Naci Şair, постнешином мевлеви. В последнее время мы стали друзьями. Видео появится на нашем канале mevlevi.today, ну и в фильме о мевлеви, который сейчас в работе. А пока - просто делюсь его расшифровкой как текстом. Спасибо за перевод с турецкого Alsu Atamtyurk .
- Наша первая встреча с Эфенди (речь о Джеллаледдине Лорасе - О.Б.) произошла в 1993 году в Америке. Тогда мы вместе с Фондом Мевляна совершили поездку в Америку и вот там мы встретились с ним. И как я говорил до этого, жизнь человека состоит из циклов, кругов, и внутри них иногда происходят события, которые существенно изменяют всю их жизнь. Это может быть внешне и не столь большое событие, но очень значимое. Итак, мы с Эфенди познакомились тогда, между нами произошла замечательная беседа. Дальше последовал его приезд в город Конья и его вынужденное проживание в Конье в связи с состоянием здоровья, и возникновение вакантного поста в наших Стамбульском семах и потребности в его присутствии – стечение всех этих обстоятельств оказалось настоящим подарком, благослословением от Бога, я бы сказал. Последние несколько лет длилось это наше счастливое сотрудничество. И сейчас вот мы провожаем Эфенди в Америку, откуда он даст Бог ( Иншаалах) к нам еще вернется. Его дерга в городе Конья очень красивое место, куда дервиши, люди со всего мира, приезжают и проживают мевлеви , культуру мевлеви, место, где изучают этот путь, путь Мевляны. Быть дервишем в этой дерге, служить в ней для нас является большим источником гордости.Сема в моей жизни появилась в очень молодом возрасте. Тогда, я просто готовил доклад к школьному уроку и подыскивал источник для информации, книгу или библиотеку, а друг пригласил меня в дом одного старейшего Мевлеви и с этого все и началось. У меня возникло такое чувство, будто все было там для меня и ожидало меня. И через некоторое время мы начали брать уроки семах. Обучение называется «мешк», мы начали получать «мешк» как у нас говорят, проходить обучение в традиционным способом. Происходит это следующим образом. Ты передаешься на воспитание старейшему сема , к «деде», и обучаешься у него по определенной технике. Называется она «гвоздь». Тренируются на механизме, где к деревянной доске размером в один квадратный метр в середине прибиты металлические «сары» похожие на гвозди, за которые вы цепляетесь большими пальцами ноги и ваши ноги не могут двигаться за счет этого. Такое обучение проходит очень долгое время и в этот период также вы конечно изучаете Меслеви преобретаете знания о мевлеви. Я также прошел обучение таким образом и в дальнейшем был счастлив стать семазеном. Мы начали проводить сема в Мевлеви – хане на Галатском мосту и в Ускюдаре. Это время очень богато приятными воспоминаниями для меня. Старейшин, которые вели нас тогда в этот путь, сейчас уже нет в живых, но с ними мы провели очень хорошее время и когда его вспоминаем внутри все просто трепещет. И вот все шло таким образом до теперешнего момента. И последние 5 лет что мы провели с Эфенди тоже было большое счастье.Когда мы кружимся в семах наиболее часто задаваемый нам вопрос: что ты чувствуешь когда совершаешь кружение? Это объяснить очень сложно. Потому что это совершенно другой мир. Словно другой мир внутри этого мира. Можно сказать таким образом. Прямо по середине того места, в котором происходит семах, считается что проходит линия, которая называется « хатти истива» и по двум сторонам этой линии проходят жизнь настоящая, проживаемая с одной и не проживаемая с другой. С какой стороны какая именно проистекает - не известно. И когда мы проходим по этой линии мы приветствуем их. И аин таков и семах таков. Переход в другой мир. Принадлежит он тому моменту. Любовь того момента и чувства того момента, которые семах пробуждает в вас, это очень приятные чувства. У сема есть три основы. Первое это ритм. Ритм, исходящий из сердца. Вера. Вера в Бога. И музыка, которую мы слышим, воспринимаем извне и проживаем сердцем. И все эти три элемента объединяются в нашем сердце и получается семах. Это отдельный мир, у него есть свой запах свое ощущение. И на вопрос , что мы чувствуем, ответить просто невозможно ,ведь это чувства проживаемые в моменте. Как описать запах розы, тому, кто никогда не чувствовал его? Точно также и мы не можем передать словами, что мы чувствуем. Просто обычно говорим - приходите и проживите сами. У семазена есть одна миссия и она очень важна. Своим белым одеянием «тенуре» он становится на определенный путь и является служителем этого пути. И у Мевляны есть свое напутствие для семазена, для своего дервиша, которое звучит так «Ты будешь проходить через моря крови, но пусть ни малейшего пятнышка ее не будет на твоем подоле». Это очень трудно. Для семазена очень легко, но для человека очень трудно. Мир иногда может быть очень не простым, но если вы наполните сердце божественной любовью, любовью Аллаха, как напутствовал Мевляна, и будете чувствовать себя в розовом саде этой божественной любви и своим поклонением Аллаху себя там возведете, жизнь прекрасна, люди прекрасны и вы просто можете идти этим путем, трудиться во благо этого пути. Сулейман деде – это один из старейших мевлеви, который служил поваром в Конье, когда там были так называемые «текке».После закрылись . Потом это перешло в дома. И его дом также был одним из примеров домов, где продолжалась культутра мевлеви, как отдельный мир, открытый для людей со всего мира. Людей, ищущих опыт жизни в дерге. Такие люди, находят ее в доме Сулейман деде и имеют возможность служить. Он становится позже очень известным,слух о нем распространяется от человека к человеку. Не как о месте,где люди получают хороший прием и хорошие угощения, но также получают прекрасную пищу для души. И в мире Сулейман деде была большая миссия так как он один своими силами и возможностями лишь воссоздал жизнь «текке», способ жизни для людей, что конечно само по себе не легко. Потом своими прекрасными чувствами и идеями он передает их дальше, ведь каждый приехавший человек как ученик впитывает себя и дальнейшем может дальше передать этот образ жизни, служение, этот душевный энтузиазм. У деде старейшин в мевлеви есть такая миссия и он ее смог осуществить. В мире очень много людей знают Сулейман деде в разных странах, в Америке, и знают культуру мевлеви через него, прожили душевную близость духовную дружбу, нашли божественную любовь в себе. И наш Эфенди Джелалетдин деде также продолжает этот путь, работает над определенными вещами для этого и я рад идти по этому пути вместе с ним. Мевлеви вошла с мою жизнь когда мне было 14-15 лет, мне сейчас 50 лет, и за это время мевлеви очень поменяло мою жизнь, повлияла на многое во мне очень в положительном смысле. В первую очередь конечно же, научила служению людям, его важности и подарила радость служения, дала мне возможность узнать многих замечательных людей. И получил огромное удовольствие в качестве семазена, представлять тот мир, ту связь с хорошим, с прекрасным, которая была в душе людей до этой жизни. То есть наблюдая кружение в белых одеяниях как полет белых голубей можно соприкоснуться с божественной красотой создателя, познать его любовь. И есть люди которым действительно это очень нужно. Как семазены кружаться вокруг себя на майдане, так и жизнь движется кругами и это можно почувствовать. Событие имевшее место на раннем этапе жизни потом преобретают новое и новое выражение в дальнейшем и человек может понять как это происходит. Ведь все на самом деле в мире движется по кругу, мир сам он кружиться, и принятие этого изначально, а также надежда на прекрасное в мире на любовь к людям, с любовь ко всему самое главное в мевлеви. Человек, который мевлеви, это прекрасно умеет, любить и быть счастливым и знает счастье служения. С закрытием « мевлеви текке» мевлеви конечно сузилось. Потому что эта культура тесно связана с образом жизни. Люди конечно не перестали быть мевлеви. Но переход от поколения в поколение усложнился. Но путь настолько силен. И на сегодняшний день есть люди несущие эту культуру, есть мевлеви, дервиши, есть старейшины мевлеви, книги, и все что в них написано. Это прекрасные вещи и ничто не может искоренить это. Книги мевлеви просто замечательные, слова о жизни, эти чувства они продолжаются. Белые одеяния мевляне по некоторому мнению символизирует похоронные одеяния усопших. Цвет белый - простоту, так как темюре крайне простое без золота и серебра и украшений. Головной убор называется «сикке» имеет вытянутую форму и тоже в некоторых источниках символ надгробного камня. Все эти символы, обознающие смерть, говорят не о смерти человека, а о смерти до смерти, то есть смерти нашего эго. Черная кофта на белом одеяние символизирует как раз наше эго. Она как вы знаете откидывается в сторону в начале процесса как бы символизируя уход от эго. Но делается это с поцелуем, обратно берем тоже поцеловав. Все совершается с поцелуем, то есть с уважением, с принятием. Если вы садитесь на пол, вы целуете пол, если подсаживаетесь к кому-то, целуете плечо человека и одежду убирая целуете ее так же как и одевая обратно.
Вложения: |
шахин.jpg [ 72.21 КБ | Просмотров: 9249 ]
|
|