Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Североамериканские индейцы
Добавлено: 03 ноя 2015, 02:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1395
Читаем историю Канады дальше, очень познавательно. У североамериканских индейцев (особенно у северо-западных) была потрясающая концепция богатства. Совершенно иная, нежели у европейцев. Богатство человека измерялось не тем, чем он владеет, а тем, сколько он способен отдавать. Дарить подарки было престижным. Твой социальный статус повышался, если ты мог сделать хорошие дары другим. В результате, как-то получалось, что все были примерно одинаково обеспечены и благополучны. Церемония называлась "потлач". В переводе с чинукского языка слово «потлач» означает «подарок».
Все изменилось с приходом европейцев... Европейцы объявили дарение подарков незаконными. "Из-за неуважения к материальным ценностям". В 1927 году, в частности, это наказывалось шестью месяцами тюрьмы. Церемония дарения подарков, "потлач" была нелегальной до 1951 года.
Да уж... Буквально на днях я очень разозлилась, увидев табличку "частная собственность" на лавочке у реки святого Лавренития. И долго объясняла Володе, что меня так возмущает. Именно это. "Уважение к материальным ценностям" может быть разным. Можно стремиться владеть, а можно быть человеком. Который способен давать. Если бы я там жила, я бы тоже стригла газон и ухаживала за берегом. И при этом была бы очень рада, если путешественники посидят на лавочке, которую мы поставили, и полюбуются пейзажем. Еще бы чаю принесла. Правда. И не только я. Людей все еще много.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Североамериканские индейцы
Добавлено: 03 ноя 2015, 04:15 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1395
Канадские власти отбирали детей у семей индейцев и помещали их в интернаты, чтобы "сделать цивилизованными", начиная с 18 века и до восьмидесятых годов 20-го... Последний интернат закрылся в 1986 году. Там детям запрещалось говорить на родном языке, навязывалось христианство, они были совершенно никем не защищены от насилия и использования. В январе 1998 года федеральное правительство официально извинилось перед пережившими подобное насилие индейцами. Я лично знаю женщину (из First Nations), которая воспитывалась в таком интернате. Она рассказывала мне свою историю. Я записала видео. В ее судьбе было все - и детская проституция, и сексуальное использование ее священником, в семью которого она была "распределена" после интерната для работы, и алкоголизм... Интернатское детство не дает опыта построения семьи, у нее до сих пор трудности в отношениях с мужчинами. Она их осознает. Ее жизнь стала налаживаться после встречи с теми женщинами своей нации, которые все еще хранят часть национальных обычаев. Они научили ее некоторым традиционным обрядам. Начиная с самого простого - утреннего окуривания своего дома горящими травами. Шалфеем, например. Постепенно она стала выздоравливать. Строить жизнь. Учиться. Закончила университет.
Своих детей она перевела на домашнее обучение после того, как преподаватель в школе отрезал длинные волосы ее сыну (индейские мужчины традиционно носили длинные волосы). Это случилось не так давно. Ее сын - еще в школьном возрасте.
Без комментариев.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Североамериканские индейцы
Добавлено: 18 дек 2016, 05:39 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1395
Вложение:
колесо.jpg
колесо.jpg [ 61.64 КБ | Просмотров: 1395 ]
Готовлю понемногу материалы к онлайн-группе Живое Пространство https://www.facebook.com/groups/1168802976539212/,
ну и просматриваю в связи с этим много этнографии о колесе года. Разумеется, не только в русской традиции.
Скажем, североамериканские индейцы сейчас для меня – важная тема, и у них тоже многое связывается с четырьмя сезонами. Вот, например, символика The Medicine Wheel – целительного круга.
Я часто тут вижу эмблемы племен, расположенные на фоне четырехцветного колеса/полотна. На ритуальном кругу в центре тоже кладется такая как бы скатерть, сшитая из четырех цветных лоскутов, и уже на нее – выкладываются ритуальные травы и предметы.
Цвета такие: желтый, красный, черный и белый.
Желтый символизирует весну и детство в жизни человека, а также – духовное начало, чистоту, радость, творчество. В ритуальном кругу эта часть всегда смотрит на восток.
Затем – красная часть круга. Она смотрит на юг и сиволизирует лето, а также юность человека и его эмоции. Она считается «горячей».
Черная четверть круга смотрит на запад, символизирует осень года, зрелость человека, а также его физическую силу. Его качество - защита. Забота. Родительство.
И наконец – белая часть круга. Зима, старость, ментальный аспект. Мудрость, или просто интеллект. Стихия воздуха.
Белое постепенно переходит в желтое. Старики становятся детьми. И начинают нуждаться в опеке и защите. В хорошем варианте – становятся такими же невинными и веселыми, безаботными и играющими, как дети, а в плохом – просто теряют разум.
Индейцы говорят, что похожими свойствами обладают 4 расы людей, живущих на земле. Желтая раса – очень лояльна семье, она послушна старшим, хорошо обучается, и вообще обладает многими качествами весны.
Красная раса (они сами) – обладает добротой, любовью к природе и земле, и свойствами лета.
Черная – большей физической силой. Витальностью.
Белая – интеллектом и способностью развивать технологии. Но ей не хватает качеств других трех рас. В том числе – любви к земле и природе, которой обладает красная раса. И вообще, они так же склонны к безумию, как и способны на интеллектуальные достижения.
Если б все расы были в равных правах, жили сбалансированно и гармонично, человек был бы счастлив. Залог здоровья человека – баланс всех четырех частей целительного круга. На этом строятся тут многие ритуалы и практики.
Интересно, правда?) Равенство и партнерство всех рас...Очень мудро и близко мне...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Североамериканские индейцы
Добавлено: 19 дек 2016, 18:55 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1395
Еще немного о The Medicine Wheel. Интернет дает много противоречивых толкований и цветов, и смыслов шаманского колеса. Даже расположения сегментов по цветам на разных картинках я видела разные. Озвучу те смыслы , которые слышала от знакомых индейцев. В их логике цвета чередуются так: желтый-красный-черный-белый. От детства (желтый) - к старости человека (белый). Юность соответственно - красный, и зрелость - черный.
Ну и весна - желтый, лето -красный и так далее.
В мире животных - тоже есть "представители" этих периодов/сезонов.
Например, Восток (желтый цвет, юность человека, весна) представляет орел. Это - тот, кто смотрит далеко вперед, в будущее. У него много всего впереди.
Лето (юность человека, юг, красный цвет) представляет мышь. Она близка к земле, активна здесь и сейчас, всегда ищет что-то новое - но не в фантазиях, а именно вокруг себя.
Запад (черный цвет) - черепаха и медведь. Это - сила, защита, целительство. Эти животные такжЕ считаются стоящими на грани видимого и невидимого (сновидческого) миров. Спят целый сезон (в это время их души где-то путешествуют). И в то же время - их считают точно соединенными со своим собственным центром. Знающими границы.
Север (старость, белый цвет) - бизон и белая сова. Учат нас видеть вещи с разных сторон и не терять даров, сохранять все полезное, что нам доступно. Они - хранители.
Мне очень приятно такое "сотрудничество" с животными. Учиться разным состояниям и свойствам у окружающего мира, в чем то - подражая, что то - трансформируя через свое сознание, - более вдохновляющее занятие, чем "покорять" природу и "осваивать ресурсы". Хотя и более уязвимая позиция. Зато - с живыми чувствами. Не в броне и под асфальтом.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Начать новую тему Ответить на тему



cron