Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Бали
Добавлено: 10 дек 2014, 06:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1395
Я задумалась о том, чтобы написать книгу про массажи мира. И хоть уже знаю об этом немало, сразу же захотелось начать новое исследование. Творческий же процесс, хочется новых впечатлений-ощущений для вдохновения и свежего восприятия.
Для начала я стала заходить во всевозможные массажные салончики тут и заказывать массаж. Дурацкая затея, надо сказать, ставить на себе опыты. Самоуверенная. Впрочем, на задачу – работает. Мысли появляются. Хоть и не от хорошего.
Во-первых, опытным путем установлено, что заказывать на Бали лучше именно тот массаж, который они называют балийским. Тогда они делают то, чему их учили еще бабушки, как чувствуют и умеют. Всякие там тайские, аюрведические, гавайские и прочие массажи в исполнении балиек – профанация. Серьезно другие традиции они не изучали. И собой перестают быть. Понаписали «прейскурантов» для завлечения туристов, и только. Для меня массаж – это правда и искренность. Не попытка понравиться, не подхалимаж, не создание пустых иллюзий. Если б они делали тайский потому, что он им нравится и интересен, это было б другое дело. А тут мотивация фальшивая. И массаж не может не показать это. Не «проникает» внутрь, не облагораживает чувства, не радует. Так... Жамканье, бессмысленное довольно. Разница - как между просититуцией и сексом с любимым человеком. То есть – огромная. Два разных процесса, хотя если формально подойти – то движения похожи.
Одним словом, я стала заказывать балийский. Предложения тут на каждом шагу, и дешево. Можно хоть десять раз в день делать. Ну я воспользовалась, можно сказать, пошла по рукам. И на этом – погорела. Неразборчивость в телесных контактах, хоть и массажных просто, до добра не доводит. Тело – храм. С ним без любви и качественного внимания нельзя.
Мне снова повредили ногу. Балийский массаж – это довольно глубокая работа с мышцами – по маслу. Давят тело до синяков. Я предпочитаю более мягкие техники, но чего не сделаешь для науки. Вроде бы. Ну и доигралась. Очередная атлетка с железными пальцами не просто синяков мне наставила, а сдвинула маленькие косточки в левой ноге. А это значит – нельзя ходить, иначе нога травмируется все сильнее с каждым шагом. Ну и , разумеется, на этом мои приключения по массажным салонам были окончены.
Я срочно нашла знакомого индонезийца, и потребовала порекоменовать мне кого-то из «наших», из чувствующих. Так я и оказалась у знахаря Рекена. Первый интересный мастер в этот приезд. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Рекен – потомственный целитель. История его - вполне обычна для целителей. Деды и прадеды лечили людей. Сам он – чувствовал в себе эту способность, но не хотел начинать жизнь знахаря. Ему нравилось путешествовать. Но однажды он попал в аварию, и пообещал богу заняться целительством, если к нему вернется здоровье. Все закончилось хорошо, и он приехал в Убуд, и с тех пор живет на одном месте, никуда не ездит, и к нему стали приходить на лечение люди.
При нас приехал парень, ни много ни мало - снимать порчу. Рекен простукивал его, промывал нос, делал какие-то еще странные движения – как бы очищая от яда. На Бали есть вполне официальные черные маги, и у них своя клиентура. Я спросила – кто же к ним приходит? И зачем люди становятся черными магами. Мне ответили, что занимаясь магией люди увеличивают свою энергетику, почти животную силу. Это может быть этапом. После которого человек идет дальше, меняется. Ставит себе уже совсем другие задачи. А кому то просто нравится быть сильным. И чтоб его боялись. Такое тоже возможно. Зло – часть природы этого мира. Как тень. Балийцы к этому относятся с принятием.
Рекен – жеро. Я еще не до конца поняла, что это значит. Уточню.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Бали
Добавлено: 10 дек 2014, 06:31 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1395
Перед началом массажного сеанса Рекен ушел в свою часовенку. Это маленькая комнатка – за террасой, где он проводит дни, принимая людей. Я спросила, можно ли войти с ним – он разрешил. Я увидела, что он молится. Не на показ. Для себя. Спокойно. Зажег благовония, поставил перед собой воду, разложил цветы... так, как это обычно делают балийцы. Символы разных стихий...
Мне это сразу отозвалось. Для меня тоже очень важна настройка – перед работой.
На своих семинарах я обязательно и много об этом говорю, пытаюсь передать состояние. Сейчас напишу, как это чувствую и понимаю я.
Состояние – это то, чем мы обмениваемся друг с другом во время массажной целительской практики. Если я напряжена, человек под моими руками не преодолеет свои напряжения и ограничения тоже. Будем топтаться по его мышцам, не сдвинувшись ни на миллиметр в сознании. А смысл?
Да и небезопасно это. Близкое взаимодействие без контакта со своими чувствами, с чувствами вообще может травмировать. И тело и душу. Вот моя нога в салоне убудском это очень ясно на себе испытала)
Я не за то, чтоб держать дистанцию и ни к кому не приближаться. Я за то, чтоб приближаясь - чувствовать себя друг друга. Чтоб близкий контакт не означал раскатывание в блин бульдозером.А такое бывает часто. «Меня окружали милые интеллигентные люди, медленно сжимая кольцо». С благими намерениями, но без чувствования, можно эмоционально изнасиловать человека, вызвать его гнев или бегство, и еще самому пораниться об отвержение и неприятие. Не надо нам этого.
Итак.
Никогда не надо «хвататься» за человека, которому вы собираетесь делать массаж. Первое прикосновение должно и может быть очень осознанным. Глубоким. Чтобы оно случилось именно таким, как важная встреча, как откровение, я на семинарах прошу не торопиться с телесным контактом. Вначале - очистим внимание и наполним им каждый свой жест.
До того, как случится контакт, пусть каждый настроится на себя. Можно закрыть на несколько минут глаза. Это помогает. Тем, кто «много думает» и не может остановить внутренний диалог, я рекомендую выбрать для себя какую-нибудь молитву или мантру и сконцентрироваться на ней. Я часто молюсь про себя во время если не всего, то большой части массажного сеанса. Я тоже «головастик», горожанка с двумя «высшими». Только молитвами и спасаюсь)
Чтобы стабилизировать эмоциональное состояние, полезно бывает понаблюдать свое дыхание. После того, как вы откроете глаза, я советую на минуту-другую обратить внимание и на дыхание партнера, может быть, сделать несколько вдохов и выдохов в его ритме. Это создает больший резонанс, помогает «попасть» в общий процесс, в единое живое пространство.
Затем – хорошо было бы почувствовать, словно осмотреть изнутри свое тело.
Понаблюдать, когда же оно само захочет прикоснуться к партнеру. Дотронуться... Взглядом - открытым, как у ребенка, который что-то видит в первый раз. Без проекция и старого опыта. И - протягивает руку, чтобы потрогать...
Я часто пропускаю первый такой импульс. Даю ему «дозреть», стать настоящим, ярким чувством. И только тогда начинаю телесный контакт. Искреннее, живое прикосновение. Именно к тому человеку, котрый прямо сейчас передо мной. Может быть, странно звучит, но мы почти не прикасаемся друг к другу в реальности. В жизни. Так и живем, окруженные персонажами своего внутреннего бреда. А живые люди -не осознаются и не трогают. Что - жаль. Настоящее прикосновение - приятно обоим. И полезно. Чудеса может делать. Чему немало свидетельств.
А все они. Чувства.
Когда мы заканчиваем сеанс массажа, телесный разговор, мы просто выходим из контакта и вновь уходим каждый в себя. И так же точно – молитва, дыхание, наблюдение своего тела – восстанавливаем свои границы. Тогда не будет усталости, «осадка», какими бы порой эмоциональными, болезненными или просто глубокими не были бы процессы во время телесной практики.
Вообще, я могу много говорить о настройке и со-настройке. И, скорее всего, еще буду.
А здесь и сейчас я просто свидетельствую - традиционные целители всегда ее делают. Для себя. Это – техника безопасности. Выходишь на мороз – оденься. Идешь по острым камням – обуйся. Встречаешься с чувствами другого человека – осознай свои. Важно.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Бали
Добавлено: 10 дек 2014, 06:32 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1395
Ногу мне Рекен, разумеется, поправил. Работает он тоже довольно жестко, глубоко. Но - в «состоянии». Смотрит, видит, чувствует. Мы были с его другом, который знает немного английский, могли поговорить, даже записали интервью (по большей части – на балийском6 потом переведем). Пока записывали его монолог на непонятном мне языке, у меня вдруг возникло желание спросить его, счастлив ли он? Оказалось, что он уже ответил. Счастье - это именно то, чем он лечит. Состояние. Оно с ним всегда. Я спросила, не уходит ли это чувство? Он говорит – нет, только когда работает с тяжелыми людьми, и то – ненадолго, достаточно помолиться и все возвращается. Я спросила, что помогло ему достичь такой устойчивости, что ее дает? Ответ – вера. Городские люди мало верят, поэтому они теряют покой. Вера дает устойчивость и счастье.
Рекен может учить балийскому массажу и работе с костями. Говорит, что в его понимании, чтобы перенять у него навыки такой работы, нужен приблизительно год. Сказал мне, что у меня тоже есть «дар» целителя – даже не один, много разных (на Бали целители разделяются по «специализациям») , что он это видит, и видит, что я не знаю, что с этим делать.
Ну, такое мне говорят шаманы часто. И есть в этом правда. Я выросла на культуре, правилах и нормах жизни нашего технократичного общества, в котором живут мои родители, где был и мой дом. Здесь я училась, много училась, у меня хорошее европейское гуманитарное образование. Здесь я получила первый социальный опыт, работу. Я – не просто горожанка, я - из большого города, с университетами, киностудиями и прочими радостями и пороками нашей цивилизации. И даже путешествовать по островам и тундре давала мне возможность именно столица. Вавилон. Там я зарабатывала деньги на все эти путешествия. Впрочем, когда их не хватает – мир поддерживает... И вообще – не только деньгами определяется образ и смысл жизни. Но... связь с городом я всегда чувствую душой. В большом городе сложно выживать целительству, тонким настройкам, там мало связи с природой, очень легко потерять себя, забыть собственные чувства, смысл... Сложно – но можно, если есть вера. А чувства... Как все сбалансировать (пользуясь критериями балийцев) – это большой вопрос. Целое искусство. Нужно быть гибким, искать живые модели, чувствовать, чувствовать и еще раз чувствовать... В общем то, мы сейчас с Володей как раз и пытаемся найти модель жизни, в которой всем нам удастся делать свою работу для мира, оставаясь собой, и при этом еще и развиваться... Как передавать горожанам чувства, которые открываются в «чистых» местах? Как удерживать свою связь с Богом? Как делить этот опыт с другими? Как видеть то, что происходит в душах людей, и оставаться в мире? Как радоваться? Это все возможно, я знаю.. Но нужно многому учиться. И передавать другим. А большой город – испытание. Вся наша цивилизация – сила, дракон, может поднять к облакам, а может – убить... Любого человека. Здесь это тоже чувствуется.
Вчера мы побывали у Густи-аже. Я запомнила этого человека в мою первую поездку в Индонезию. (http://ulissija.livejournal.com/77824.html#comments ) . Хотелось к нему вернуться, побыть подольше рядом. И вот теперь, раз уж мы здесь, я позвонила нашему проводнику Вайяну, попросила устроить встречу. Вайян за эти годы изменился. Из мальчика, который еще недавно увлекался боевыми искусствами и учился мудрости у местных целителей, он превратился в устойчивого, немного тяжеловатого отца семейства. У него сейчас много клиентов. Хорошая большая машина. Он возит группы по Бали. Когда-то в семье он был «плохим мальчиком», все время попадал в истории, но сейчас его быстрый ум и творческая натура помогли ему уловить, что интересно приезжим, и теперь именно он содержит всех родственников. Он стал устойчивым, немного вальяжным и... обыкновенным гидом. Освоил некоторый набор стереотипов, которые работают. Приносят деньги. А на остальное у него, похоже, банально нет времени. Рутина. К Густи-аже он тоже не выбирался очень давно, даже потерял его телефон. Но он был рад моей просьбе. И вот – мы едем...
По дороге заехали на рисовые террасы – туристы любят здесь фотографироваться. Что же, спасибо Вайян. Мы ведь и туристы тоже, ты прав. Сфотографируемся, почему бы и нет.
Узнав профессию Володи (одну из), Вайян прокомментировал : « Я люблю, когда люди разбираются в компьютерах. Компьтеры очень похожи на людей. Там тоже – позитив, негатив и граунд. Электричество – граунд, оно заставляет компьютер работать. И - два знака, плюс и минус. Для человека граунд – земля. Она дает энергию. Устойчивость. Кормит. А в душе есть плюс и минус. Добро и зло. Мы на Бали считаем, чтобы в человеке был баланс позитива и негатива, у него должен быть граунд. Духовность – тоже граунд. Мы ставим его в центр. Позитив – граунд – негатив. Тогда будет баланс. Ад, земля и рай – те же негатив, граунд и позитив. Из этого состоит жизнь. Всегда имей граунд в своем сердце».


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Бали
Добавлено: 10 дек 2014, 06:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1395
В доме Густи-аже мы застали его родителей. Сам он приехал немного позже. Старая женщина (очевидно, его мать), как это часто тут можно видеть, плела корзиночки для подношений богам из банановых листьев. На Бали люди ритуальная культура очень сильна. Небольшие жесты, курительные палочки возле статуй, цветы, специальным образом уложенные в маленькие корзиночки, возле каких-то значимых объектов... Жизнь человека сакрализована. В ней всегда есть место духовному и божественному. И – красивому, кстати. Я снова обратила внимание на то, что в доме небогатых людей, простых крестьян, в деревнях - есть портреты близких. Не фотографии, а именно портреты. Очень интересно сделанные, кстати. Володя чуть не поздоровался с одной такой картиной, стоящей на террасе у Густи-аже. Такой живой она ему показалась.
Вскоре приехал и хозяин. Я была рада его видеть. Очень мягким и глубоким запомнилось его присутствие...
В мой первый визит к нему он вообще не говорил по-английски. Нам переводил Вайян. А сейчас – что то явно поменялось. Он сразу взял разговор в свои руки, на ломаном английском – но говорил сам, напрямую. Это меня вначале порадовало. Сможем приезжать к нему сами?
Я ему немного рассказала о своих трудностях со здоровьем. Он никак это не прокомментировал, спросил мой день рождения.
На Бали – свой календарь. И день рождения человека отмечают каждые 210 дней. Мой ближайший балийский «юбилей» - 3 февраля. Забавно, в записях о моей первой поездке сюда есть история о слепом знахаре (http://ulissija.livejournal.com/80983.html#comments ), который мне сказал, что «3 января 2015 года у меня будет важный день рождения, и хорошо бы мне приехать на Бали и провести ритуалы». Наверное, я тогда перепутала январь и февраль. Потому что – да, третьего, 2015, но в феврале...
Я напомнила Вайяну ту историю. Он сказал, что человек, который так мне сказал, уже умер. Но если я решу задержаться здесь, он поможет организовать все, что нужно.
Я спросила Густи-аже, почему балийцы придают такое значение дню рождения. Он ответил, что это – один из каналов связи человека с большим космосом. С миром.
«Это важно для тебя – связь с миром. Тебе нужно больше быть на природе. Восстановить свои чувства. Быть в контакте с миром.»
Он взял меня за руку, закрыл глаза. «Что то взорвалось возле тебя? Очень громко? Что то тебя оглушило?»
Оглушило... Есть такое дело... Только не бомба, а люди, не способные слышать другого. Это – одна из проблем, которую я приехала проживать и решать для себя тут. Что делать с болью, которую порой причиняют своим эгоизмом окружающие. Неблизкие близкие. Очень трудная для меня тема.
Некоторое время назад, мне наконец удалось примириться со многими людьми, которые прежде разрушали меня своим присутствием. Попросту я начала видеть их – реальных, теперешних, а не образы огромных и опасных «взрослых» из детства. Это важно. Реальные люди оказываются уже не так опасны и страшны. Часто они больны и не молоды. Нередко – заблудившиеся в своих страстях и кошмарах. Но – не опасны, если не ставить свою жизнь в зависимость от их решений и картины мира. На семинарах я одно время любила шутить на эту тему.
«Друзья, вы знаете, что я много общаюсь с духовными мастерами, шаманами, целителями. И я хотела бы сделать вам подарок. Сейчас мы будем инициировать предмет силы, который защитит вас в тяжелый момент жизни, вернет силы, может быть даже исцелит. Вам нужно будет только посмотреть на него минуту другую и он сработает... Это будет... первая страница паспорта. Смотрим на нее и подсчитываем, сколько нам лет – здесь и сейчас».
Правда, реальный возраст может быть поддержкой, если возвращает в настоящее из воронки детских травм и негативного опыта.
Сорокалетний мужчина говорит мне «я боюсь женщин». Почему? Защекочут?
Я понимаю, когда маленький мальчик боится маму. От нее зависит его жизнь, она решает – какой ей быть, что делать, чего не делать. Она могла бы даже убить его. Человек запрограммирован на лояльность взрослым – в детстве. Это определяло его выживание – биологическое. Но это время прошло. Теперь мы сами – взрослые. И равные – по силе, в том числе, собственным родителям. Более того, родители стареют, слабеют. Скоро они будут зависеть от нас. Не надо их пугать. Не надо им мстить за обиды прошлого. Но и слушаться их давно уже незачем. Можно быть собой. И спокойно и ровно строить свою жизнь, опираясь на свой реальный возраст. Именно эта идея помогла мне принять заново некоторых людей, с которыми прежде я избегала видеться, несмотря на родственные связи. Они не угрожают моей жизни. Они даже повлиять на нее не могут. Так чего же я реагирую на эмоции, пусть даже деструктивные. У них – своя боль, свои травмы, которые сделали их такими. Не гармонично - да. Но есть же сострадание. И светлые моменты тоже есть. Я могу что-то дать? Ну и прекрасно.
Но в какой-то момент моя психика все же треснула. Много было попыток давления. Прямой агрессии. Тяжелых чувств. Я переоценила свои силы. Думала, что мне совсем не опасно. А оказалось все же не так. И сейчас я думаю о том, где должна проходить граница. Как, не отвергая полностью людей с трудной для меня психикой, и даже агрессивно пытающихся получить контроль над моей жизнью (понятно, что это невозможно, но понятно мне, а не им), как все же давать им поддержку – но в безопасных для меня количествах. Сколько – нормально? Где нужно проводить черту?
Мера – это искусство. В маленьких количествах и яд – лекарство. Излишки чело бы то ни было – разрушительны. Может быть, потому меня и потянуло в аюрведу, да и на природу – залечить раны и поучиться, как решать это впредь. Баланс. Мера во всем.
Я спросила Густи-аже, что бы он мне порекомендовал для лечения моей «контузии». «Тебе нужно быть больше на природе. Чувствовать макро-космос. А еще - заключить контракт. С миром. Пока контракт не заключен, как будто вилка не вставлена в розетку, ты не получаешь поддержку мира».
Я думаю, что моим «контрактом» могло бы стать обещание, рассказывать людям о том, что я встречаю. О своих поисках. О Людях Пути. Я это делаю – но иногда. Постараюсь спродюсировать это как документальные серии (снова). Интересно, сработает?))


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Бали
Добавлено: 10 дек 2014, 06:34 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1395
На веранде, где мы говорили с Густи-аже я увидела массажное масло с картинкой – его портретом. Ого. Раньше этого не было. А он тем временем уже переключился, начал рассказывать о «фондейшен» - фонде, который создали западные люди, чтобы продвинуть и «передать миру» знания Густи-аже. Его мудрость. «Может быть – мудрость балийских целителей? Острова вообше?» - «Нет. Персонально Густи». Было видно, что о фонде ему говорить интересней, чем о чем бы то ни было еще.
Я видела, как он изменился. Не спрашивайте даже, чем. Просто – другой человек и все. По-другому смотрит. Звучит иначе. Долго интерпретировал мой день рождения – по какому то печатному календарю. Что-то говорил о «сильном характере». А потом предложил сделать ритуал, «для восстановления баланса», за который и я, и почему-то Володя должны были заплатить довольно много. «Это не мне, это в фондейшен». Причем даже чтобы узнать сумму, надо было звонить какому то его «агенту». Густи-аже словно уже не принадлежал себе. Травы? – Завтра будет мой ассистент, тогда я смогу сказать. Масло для массажа? – То же самое.
«Я не чувствую, что мне нужен ритуал именно завтра. Во-первых, я сделала традиционный обряд очищения только вчера. Во-вторых, я пока хотела бы прислушаться к миру. Я готова приехать еще, поговорить, снять что то. Но не спешить никуда. Если для Вас важно делиться с людьми своими знаниями – я могу много сделать. Через меня довольно много людей узнает о том, о чем вы захотите рассказать. Но я не уверена в фонде. Я не понимаю его. Извините».
Довольно скоро мы ушли. «Знаешь, Ваян, по-моему этот фонд – не очень хорошо для Густи –аже. Он был другим. Его энергия изменилась». «Я говорил ему это. Он мне не верит. Не слушает меня». «Жаль».
На следующий день мы уже не поехали к Густи. Я хочу его еще навестить. Но... Дорога неблизкая, а доверия уже такого к этой ситуации нет.
Что происходит с человеком, который идет на компромисс, теряет свободу? Чувства притупляются, наверное. Для целителя это очень много. Видно сразу. Кожей чувствуется.
Невозможно. Я вспомнила Бифатиму-апу. И других. Тяжелый характер, говорят о них. Но именно этот характер – залог чистоты и целительской силы. Приоритеты. Что важно. Что можно отпустить. Такие люди живут «здесь и сейчас». Из того чувства, которое приходит в моменте. И тут нет места зависимости. Ни от «фонда», ни от «ордена», ни от чего вообще. Кроме своего сердца. Это – трудный путь. Я знаю, о чем говорю... Немного, но знаю.

Да, непростое испытание для индонезийского целителя – встреча с представителями и стратегиями общества потребления. Искушение, я бы сказала.
Хотя вообще, как ни странно, активный культурный туризм на Бали поддерживает традиции острова. Правительство, чтобы сохранить его культурную уникальность (ведь именно она в сочетании с прекрасным климатом привлекает сюда большинство приезжих), финансирует школы искусств для детей. Там они учатся играть на традиционных инструментах, танцевать сакральные танцы, изучают ремесла и многое другое. Полезно. Такие «специальные школы» на Бали есть в каждом крупном населенном пункте. Очень артистичный народ. Не устаю восхищаться.
Одним словом, мы выбрали остаться в Убуде. Тем более, что у нас здесь открылась еще одна возможность. Поехать на совершенно нетуристический, обычный сельский праздник. День сельского храма. Они празднуют его каждые 210 дней – как день рождения человека по балийскому лунному календарю.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Бали
Добавлено: 11 дек 2014, 16:19 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1395
Я – горожанка. Это мои прадеды ходили по воскресеньям в церковь, праздновали смену времен года и другие важные вехи и перемены в жизни со всей общиной, знали по опыту, что откуда берется и куда уходит. Я же – росла в бетонной коробке. В одиночной камере. Мой первый опыт социализации – средняя школа. Очень средняя. Молчать, не двигаться, повторять за учителем. Конечно же, я нарушала обычный порядок. Спасибо моим молодым тогда и мало включенным в мое воспитание родителям за то, что их не тревожили протесты учителей и мои пропуски занятий, я вольно жила своей, по большей части книжной жизнью, любила поэзию и искусство. Училась, впрочем, хорошо, едва ли не лучше всех в классе. В доме у нас было много творческой интеллигенции, художников, писателей, много книг, в том числе – альбомов по искусству. Это – поддерживало. Приносило радость, а значит – затрагивало душу. С тех пор и навсегда в любой стране, куда заносит меня жизнь, я ищу людей искусства, культурные ориентиры, ищу и нахожу опору в творчестве. Недавно в Турции на горе Химера мы говорили с моим названным братом Арманом Бекеновым о смысле этого сакрального места. Чтобы убить Химмеру герой должен был оседлать крылатого коня – пегаса. То есть – раскрыть в себе творчество. Творчество – побеждает сумрак души. Искусство и люди искусства – это мой народ и моя малая родина. Так уж сложилось.
Когда я была ребенком, тянулась к красоте, и видела своих родителей и их друзей, еще я видела школьных учителей, но они меня интересовали намного меньше, видела одноклассников... Я не знала других людей, иных способов жить. Я принимала мир таким, каким он был тогда для меня. Мой детский опыт. Но в то же время я чувствовала, что чего то в этом во всем не хватает. В отношениях с людьми. В том мире человеческих одиночеств, страстей, печалей и иллюзий, который я видела вокруг себя. Почти все, кого я знала, были глубоко одиноки в душе.
Некоторые одинокие люди могли неплохо управлять другими одинокими людьми, манипуляциями и быстротой мышления добиваться того, что им нужно для комфортной жизни. Становились ли от этого они счастливее? Я не чувствовала так.
Действительно встретиться с другим человеком в нашем мире – большая удача. Редкость и талант. А объединиться со многими людьми – реально, в жизни, с чувствами и разделенным опытом – это, можно сказать, успех. Праздник.
Я уже много лет учусь тому, что не могла дать мне наша «городская» культура - объединяться, попадать в резонанс с сообщестами людей, собирать свое «племя». Сознательно и бессознательно. Много думаю и пишу об этом.
И очень много уроков – как люди могут вместе жить, радоваться, проживать жизненные этапы, - я нахожу там, где в деревнях еще сохранилась традиционная обрядовость. В России она почти везде утрачена. У меня есть друзья – психологи, которые собирают, практикуют и передают русские традиции, обрядовую культуру славян. Мы сняли вместе несколько серий о славянских обрядах годового круга, например, и я очень надеюсь продолжить этот сериал. С ними я учусь русской культуре. Ее глубинным смыслам. Это – личное исследование.
А еще я езжу в страны, где – в их культурах и традициях, разумеется, такая обрядовость жива. И это, скажу я вам, сильно.

Вот и на Бали, я еду в деревни, особенно на их общие события, ритуальные действа. В нетуристические места, по большей части Именно так я понимаю, где, с какими людьми рядом сейчас нахожусь. Что, конечно, требует времени. Но имеет смысл, учит. Наполняет.
Чтобы участвовать в церемониях, кстати, нужно одеваться в саронг. И мужчинам, и женщинам. Иначе – на территорию храмов не пустят. Индонезийцы тоже одевают только традиционную одежду, направляясь на такие мероприятия.
В каждой деревне есть свои принятые «дресс-коды». Музыканты одной деревни носят зеленые пиджаки и золотистые саро. Другие –одеты иначе. Девушки, еще не вышедшие замуж, одеваются тоже в определенные цвета. В той деревне, где мы были на празднике сельского храма, это был белый верх и черный низ. И сидят они на празднике отдельно. На виду, кстати) Можно выбирать себе невесту) А у их соседей девушки были одеты по-другому. Но тоже одинаково.
Замужние женщины одеваются кому как нравится, но на праздник это всегда – саронг и такая кружевная кофточка со специальным широким поясом. Я завела себе что-то подобное. Раз надо... Хотя пока не очень понимаю смысла этих правил. Не то, чтобы я была против. Просто не прочувствовала.
А вот что меня трогает и увлекает –это само количество сельских праздников. С общей молитвой, накоторую приходят все - от мала до велика. И еще настраиваются на нее несколько дней. Считается, что перед такими событиями нужно следить за своим состоянием, ни с кем не ссориться. И они действительно стараются этому следовать. С живой музыкой, которую исполняют деревенские же музыканты. С танцами. С народным театром. До глубокой ночи...
Один из жителей деревни с гордостью показывал мне своего сына, играющего на каком то неизвестном мне музыкальном инструменте. «Он это делает намного лучше меня. Он учился в специальной школе искусств». Оказывается, последние годы правительство Индонезии финансирует обучение детей традиционным искусствам – музыке, танцам, рисованию.
«У нас на Бали очень много всего делается из бамбука. Много ритуальных предметов. Мы считаем, что человек должен быть, как бамбук. Бамбук растет не в одиночестве. Вместе. Люди тоже должны поддерживать друг друга. Бамбук твердый снаружи и пустой внутри. Человек тоже должен быть стоек перед трудностями и открыт к знанию – пустой внутри. А еще бамбук может сгибаться. И человеку важна гибкость»...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Бали
Добавлено: 15 дек 2014, 03:40 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1395
На праздник храма в деревню мы ехали под проливным дождем. Ливни на Бали в сезон дождей -это, скажу я вам, мощно. Я наивно полагала, что в плюс 30 дождик не помеха ничему. Но теперь я понимаю, о чем говорят местные, когда предупреждают : «Маленький дождь – забава, но слишком много дождя может убить тебя». Вода, которая льется с неба потоком, и довольно долго – она же холодная, и ее холод как то незаметно проникает внутрь, в тело. Это как на холодном камне посидеть – даже и в относительно теплую погоду. Застудиться очень легко. Таково качество этой стихии. Вода – холод. Женское. Темное. Инь.
Кстати, для балийцев океан – это как у известных нам шаманов нижний мир. После кремации умерших пепел всегда отдается океану, он и страшный и величественный для местных жителей. Но это – отдельная тема. Про пять элементов и индонезийское восприятие устройства мира, баланса, целостности и гармонии всего, причин и следствий.
Короче, пока мы доехали до места (на мотобайке и в дождевиках, как все тут ездят в любую погоду), элемент воды проявил себя более чем наглядно – ноги мои мокрые застыли совершенно, платье было – хоть выжимай в тех его частях, которые высунулись их под пластиковой накидки. И состояние поменялось. Пришла зима. Несмотря на плюсовую температуру. Трудно объяснить – это другое состояние тела. Уже не такое расслабленное и умиротворенное. Тело вспомнило, что такое холод и что ему надо выживать в небезопасном мире. Даже тут. На райском острове.
Мы зашли к дружественным индоенезийцам - снять мокрое и переодеться в саронги. В храм иначе не допустят. Только в специальной балийской одежде. Это –правила. Мне даже платок мой на плечи не дали накинуть. Дресс-код)
Нам, горожанам, уже непонятны такие строгости. Но здесь - сильны традиции. «В этом доме наша семья живет уже более 600 лет. А мой дедушка был священником в нашем сельском храме». Наш друг и его жена помогли нам правильно завязать саронги, обычные, разноцветные, а сами – оделись в одежду этой деревни.
Знакомого зовут Ваян. Это значит, что он принадлежит к низшей касте, крестьянам. У крестьян положено называть старших детей – Ваян (неважно, мальчик или девочка), второй сын всегда Кетут. Тут полдеревни – Ваяны и Кетуты.
Наш Ваян очень трепетно относится к общим праздникам в храме. Это слышно по тону, по лицу читается. Вообще то он берет деньги за помощь в организации экскурсий, но увидев, что мы искренне интересуемся и открыты происходящему - стал нам родной матерью. Заботится и ничего не просит взамен.
Перд выходом Ваян оделся в зеленый пиджак и коричневый саронг. Пока мы шли до храма, мы увидели много мужчин, одетых так же. Оказалось, что так одеваются все музыканты в этой деревне.
Музыканты понемногу собрались и начали что то репетировать. Играть. Володя спросил нашего знакомого, есть ли на Бали знаменитые композиторы. Хм. Композиторы . Как они вообще одну композицию от дугой отличают) Для нашего слуха это все приятно, но не вполне мелодия. Атмосферная музыка. Иногда громкая – состояние. Современная, кстати, относительно нашей музыкальной культуры. Но конечно, я понимаю, что такие комментарии говорят о моей недостаточной погруженности в балийскую культуру. Будем работать.
Постепенно собираются жители деревни. Дети. Мужчины. Женщины – с корзинками «офферингов» на головах. Корзины они красиво расставляют у храмовых сооружений.
Тут как бы два пространства – под открытым небом, отгороженные забором с открытыми проходами. Впереди – если смотреть на Агунг (вулкан) – место, где стоят офферинги, священные предметы, и под небольшим навесом – уже, как оказалось, сидит священнослужитель в белом в окружении еще нескольких человек и читает молитвы. Перед ним – вода, огонь и цветы. С каждой молитвой он зажигает новую курительную палочку, берет цветок - окунает его в воду, читает что то, а потом щелчком бросает цветок вперед. Между молитвами он делает ритуальные жесты руками. (Надо будет узнать их смыслы).
Часть жителей деревни переходят в его пространство – они сидят на коленях и молятся. Во второй части храмового пространства остались музыканты, и часть жителей деревни. Они ведут себя намного свободней. Общаются. Дети бегают...
Я, как обычно, начинаю восхищаться тем, как вся деревня легко собирается вместе. Как это у них естественно и по-семейному получается. Сюда явно собираются все соседи - и точно не по "разнарядке". Людей становится все больше и больше. И они очевидно готовились к этому общему событию. Музыканты репетировали музыку (все они – тоже жители этой деревни, в другой деревне – свои музыканты). Собирали корзины с приношениями. Танцоры - готовили перфоманс. Некоторые из них сами сделали себе костюмы и маски. И все это – нормальная обычная жизнь балийской деревушки. Туристов тут нет вообще. Ну если не считать нас двоих. Но мы – скорее гости.
Каждый – часть общего. И всем есть место.
Приносят цыпленка – и начинается малопонятный мне пока обряд, во время которого его обрызгали водой, освятили рисом и еще чем то, а потом вынесли вперед и одним взмахом на каком-то кокосе обезглавили. разбили еще яйцо сверху и высыпали рис. Считается, что это – жертва животным силам, можно сказать «силам зла» , как нам перевели (упрощенно, конечно), которые являются частью этого мира. У всех есть свои интересы, нужды нашего тела, материя, а значит никто не может быть идеальным для другого. У всего материального есть тень. Мы все забираем чьи-то жизни, тех же животных или растений. Мы не можем этого избежать, это реальность. Мы не всегда можем сделать то, что хочет от нас другой человек – если наши интересы не совпадают. И это - реальность. Балийцы не отводят от нее взгляд. Они не вытесняют в бессознательное, в тень такие стороны жизни. Они считают, что надо учиться договариваться и жить в балансе. Совместно. Но осознавая свои реальные потребности и чувства. С уважением и благодарностью ко всему живому, к природе, которая кормит и поддерживает нас.
В какой то момент звенит колокольчик – разговоры стихают, все становятся на колени и зажигают ароматические палочки перед собой, втыкая их прямо в мокрую траву. Молитва звучит пять раз, и пять раз все поднимают к небу сложенные одна к другой ладони. В первый раз это только ладони. Эта молитва обращена к единому Богу – с благодарностью за жизнь. Второй раз - в сложенных ладонях оказывается белый цветок. Это молитва солнцу, дающему энергию жизни. Солнце – огонь. (После этого дождя я уже и сама начала очень ждать, когда оно появится и выгонит холод из тела). Цветы, которые поднимаются к небу в молитвах, все вставляют в волосы. Как благословение.
Третий раз звучит колокольчик, читается молитва – и в ладонях у всех разноцветные цветы. Это – молитва тому божеству, в храме которого совершается обряд. Духам места. Земле. Животным и растениям. Всему живому.
Четвертый – снова с разноцветными цветами. Это молитва о нуждах людей. Вначале, как и во многих традициях, принято молиться за весь мир, за все человечество. Мы –часть общего. Затем - своих близких, о тех, кого ты любишь. И в последнюю очередь –можно попросить что-то для себя.
И, наконец, пятая молитва. Снова с пустыми руками. Это – благодарность. За все.
Затем несколько помощников священнослужителя ходят по рядам и поливают всех водой. Той самой, которую «намаливал» несколько часов главный священник. Три раза каждый пьет из сложенных ладоней. Один раз – умывают лицо (потому что у человека одно лицо, и важно чтоб он это помнил, одна жизнь). И потом поливают макушку – чтобы очистить связь с Богом.
Мне приятно делать это с ними.
После этого – всем дают немного риса – как символ благополучной жизни, и люди прикрепляют немного риса между бровей, и немного – на горло. Нам всем для благополучия важно, как мы смотрим на вещи и как выражаем себя в мире. И это тоже важно очищать время от времени.
На этом – перерыв. Можно перекусить. Оказалось, что нам тоже взяли ужин. Позаботились. Все расслабляются, гуляют разговаривают, но не расходятся. Оказывается, что к этому храму на день рождения скоро придет ... ни много, ни мало - другой храм. Соседняя деревня – в полном составе. Потом все пойдут большой процессией – с символами «нашего» храма к соседям. Там тоже будет молитва. И – танцы...


Последний раз редактировалось ulissija 15 дек 2014, 06:48, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Бали
Добавлено: 15 дек 2014, 06:44 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1395
Вложение:
темпл.jpg
темпл.jpg [ 59.76 КБ | Просмотров: 3274 ]


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Бали
Добавлено: 18 дек 2014, 08:24 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1395
По моему это очень здорово - целая деревня приходит в гости к соседней деревне. На что в нашей культуре это похоже? Даже не знаю... Это вам не встреча двух молодежных группировок. И не первомайская демонстрация. И не корпоратив. Мы идем в гости к Вам. Как друзья. Праздновать. В каждом действии – хороший тон и уважение к соседям. Есть мы. Есть соседи. Есть общий праздник, совместность. Резонанс.
Люди парадно одеты. Уже видно – по аналогичным костюмам ( но в других тонах), что это вот – незамужние девушки, а это – музыканты, а вот те в белом – священнослужители...
Снова – общая молитва, затем на носилки ставится фигура божества, приношения, носилки берут несколько мужчин, и – процессия начинает движение из нашей деревни в соседнюю. Музыканты при этом продолжают играть, прямо на ходу. Большие ударные инструменты – такие медные круглые тарелки, и еще много всякого – несут на палках вроде коромысла. Играет и наш оркестр, и музыканты из соседней деревни. Звон и грохот. Мы пытаемся снимать, бегаем вокруг. Никто не раздражается, не смотрит на нас сурово. Люди улыбаются и приветственно машут руками.
Пришли в храм соседей. Общая молитва. Я уже знаю, что делать, когда разносят воду, и как поднимать цветы к небу. Пожилые женщины с удивлением смотрят, как я это делаю, потом начинают улыбаться и одобрительно кивать. Видимо, для них это что-то вроде обезьяны в очках или танцующего слона. Надо же, белые туристы, а ведут себя совсем как люди. Мне забавна их реакция, так же как им – моя. Чувствуется доброжелательность, равенство какое то здоровое. Мне приятно поприветствовать мир, солнце и Бога над нами – вместе с этими людьми. Бифатима-апа часто говорила, что хорошо уметь молиться на всех языках. Я тоже так чувствую. Почему бы не сходить в гости к соседнему храму? И не помолиться там? Здесь это – в культуре острова, и мне правда жаль что этого нет в мировой культуре... Первый колокольчик – благодарность миру и Богу... Да, мне действительно есть, за что благодарить... Хорошо снова и снова это видеть и чувствовать. Спокойно. Восстанавливается, усиливается контакт с миром, и жить становится еще вкуснее.
После общей молитвы девушки, одетые в розовое и темно-бордовое разносят кофе и сладости всем пришедшим. Здесь не принято отказываться от угощения. Можешь не допивать. Просто присоединись.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Бали
Добавлено: 18 дек 2014, 08:52 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1395
А затем – танцы... Традиционные, в масках. Вначале выходят два важных персонажа. Один символизирует «агрессивную», активную сторону человека. Руки и ноги его как бы трясутся от напряжения, танцуют. Действительно танцуют, это – красиво. Потом мы узнали, что в этой маске выходил наш друг Ваян. Когда я попросила его объяснить этот характер, он ответил: «Немного как король. Быстрый». У этого персонажа молодое лицо и черные волосы.
Следом выходит как бы старик. Он движется медленно. Плавно. Совсем иначе. Но это – не старость. Это – мудрость. «Позитив», - пытается передать смыслы сакральных танцев Бали на туристическом английском Ваян. Нет агрессии. Есть понимание сути вещей. Но и движение – уже не такое активное. Энергия поменялась.
Очень интересно. Когда то мы с подругой купили две эти маски в подарок с Бали Петру Фоменко. Я привезла их в Москву, тогда еще не зная смысла этих персонажей. Петр Наумович посмотрел на них и сказал: «Маска старика более чувственная. Но на репетицию я сегодня пойду в маске молодого». Как точно он их прочитал...
После этих двух героев – спектакль. Два персонажа выходят и долго разговаривают, спорят друг с другом, потом к ним присоединяется третий... Оказалось – это два брата, оба они – слуги священника, и они спорят о том, как надо приготовиться к сегодняшнему празднику. Во время этого спора они обсуждают и смысл праздника, и его правила, и какие-то возможные ситуации. Третий персонаж символизирует народ. Он все ставит на места, и в конце концов они все договариваются о том, как надо жить между собой, как все делать вместе и уметь помогать друг другу. Хеппи энд.
Замечательно. Не проповедь, нет никого «сверху», но людям как бы «напоминают» основные законы жизни, и смыслы сегодняшнего праздника. А «народ» в этой истории - не кто-то, кто должен стоять на коленях или молча слушать, а здоровая сила, способная примирить спорщиков и снять конфликты...
Это называется «культурный код». То, как и кем люди себя будут чувствовать после сегодняшнего дня. По-моему, мудро...
Да... Философия народных праздников...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Начать новую тему Ответить на тему