Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: О религии
Добавлено: 27 авг 2016, 02:25 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1395
Давно думала написать о моих отношениях с религией. В связи с моими экспедициями, многолетней близостью с целителями и мастерами разных традиций, документальными историями и личным опытом, которым я свободно делюсь, меня много спрашивали о моей религиозной принадлежности, а ещё больше - не спросившись, приписывали что-то, исходя из своих собственных представлений о жизни. Кто-то вдруг решал "вернуть меня в лоно православия", кто-то , напротив, наделял статусом "засекреченного мистика" , у которого ему "посчастливилось получить прямую передачу", или ещё что-то тому подобное. Я по возможности пресекала подобные перекосы в отношениях, и все время думала, что надо бы написать. Об этом обо всем. Чтобы по возможности прояснить ситуацию - для тех, кто любит ясность, как я. Это не приглашение к обсуждению, а скорее небольшой камингаут. Почему бы и нет.
Короткая формулировка, которой я порою пользуясь, чтобы ответить на вопрос о Вере звучит так :" Я человек верующий, но не религиозный". Это означает для меня, что в моей жизни есть место отношениям с Богом, моим личным отношениям, диалогу, в котором я не только задаю вопросы, но и получаю ясные на них ответы - из жизни, в первую очередь. У меня не бывает видений огненного куста, или человека с лицом Христа, или голосов, как у Жанны де Арк. Нет, я просто задаю вопрос и очень внимательно наблюдаю. За собой, за миром, за событиями жизни. И ответ приходит. В уме, в душе, в жизни. Более того, Вера в Бога для меня подразумевает свободу в обе стороны. Я живу свободно, следуя своим чувствам, и в свою очередь - не могу навязать Ему что-то, что он должен для меня сделать. Я не могу обидеться, если моя просьба не выполнена. Моя Вера предполагает, что в каждой ситуации есть смысл, объём, причины и следствия, и море возможностей. Это не всегда просто чувствовать, особенно зная историю человечества, или в моменты собственной встречи с несправедливостью. Так что я - не о "позитивном мышлении", избегающем сложностей. И - не о негативном, его я тоже не назвала бы "реализмом", как некоторые любят, ведь реальность далеко не из одного негатива состоит. Я - о простом приятии того, что эта самая реальность существует, и она сложна, моменты жизни и люди бывают разными, мир все время меняется, я - тоже, в том числе и физически, время течет, и чем меньше в моем сознании будет избегания того, что чувствуется неприятным, чем больше прямого взгляда на вещи, тем меньше будет случаться неприятных сюрпризов, и чище будут отношения с Божественным. С Творцом, мировым законом, универсумом - назвать можно любым словом. "Да будет Воля Твоя" - эти слова произносят мистики всех религий мира. И они - именно об этом. О смирении, читай - о живом и прямом взгляде на жизнь, о мире с миром.
Что же касается религий, то для меня каждая из них - традиция, в которой зашифрован опыт многих поколений людей. Символически, энергетически, философски, образно каждая религия заряжена очень мощно. Это - сообщество многих людей. Но не всех. В те незапамятные времена, когда не летали самолеты и не было Интернета , людям не так просто было собираться в группы, и религии создавались на тех территориях и для такой группы людей, которые могли быть реально объединены. И рождались разные языки, культуры, образные системы, ритуальные и мистические традиции... "В каждой нации свой дервиш", говорила на эту тему Бифатима Апа из Казахстана. А ещё - "Солнце одно, а дней много". Её же высказывание. Если смотреть на религии, как на источник вдохновения и понимания мира, то мне многое близко в каждой из них. Но люди стали делать из религии повод для раздора, для войны, "выбери, с кем ты".
"Как ты, православный человек, можешь ездить к мусульманам?" - спросил меня сосед по даче. И что ответить? Вот что на такое отвечать? Спеть песню Леннона со словами "представь, что нет границ, и нет религий тоже, представь , что все люди живут жизнь в мире"? Мы о чем говорим? О превосходстве одной группы людей над другими? О "государственных интересах"? Или о духовном опыте, о поддержке, о мировых ценностях и о любящих, мудрых, духовно сильных людях? Так это - совсем другое, и причём тут религиозная "принадлежность"?
Нет, я не меняла религию. И не буду этого делать. Для меня нет в этом ни смысла, ни необходимости. Зачем? Чтобы войти в какую то группу, считая её "сильнее"? Так духовная сила - о другом.
Моя семья - православные христиане. Русские. Я родилась в семье людей вот с этой историей, языком, культурой. И её я знаю действительно неплохо, просто в силу моего интереса к культуре. Знаю её прекрасные достижения. Знаю темные стороны. Я вижу и чувствую её. Мои прадеды ходили пешком в Дивеево каждый год, молились на русском языке в православных церквях, встречали людей, признанных впоследствии святыми, переживали войны, растили хлеб и детей, передавали целительские и культурные традиции... Все это - в моих генах, в истории семьи. Мне не надо это "принимать". А если надо - то я принимаю. Потому что чувствую.
Я много читала. В том числе, и о христианстве. Неплохо знаю русскую религиозную философию. Деревенские традиции. Исследую травы. Целительство. Я прихожу в праздник в церковь, чтобы помянуть предков. И я чувствую там благодать. Поддержку. Ту самую силу рода. В какой бы стране мира я не оказалась в тот момент.
Но у меня не возникает желания спрашивать "у батюшки", можно ли мне, например, поехать в Турцию к дервишам Мевлеви. Или в Казахстан. Или пойти к североамериканским индейцам, чтобы больше узнать об их культуре. Это - не его вопрос. То, что он держит Евангелие в церкви, вовсе не означает что он так же силён духом, как человек, о котором оно написано. И что этот священник в жизни - такой же любящий и мудрый, что его сознание открыто. Весьма возможно, что я всего лишь встречу функционера, который представляет систему, со своими интересами, в том числе и материальными. Достаточно посмотреть, на каких машинах приезжают наши "батюшки" на общие собрания. Что этот человек может знать обо мне, и о том опыте, который уже пришёл в мою жизнь, помимо его советов и ограничений? И дело не только в том, что я ставлю под сомнение его духовный уровень и интеллект. Просто у меня нет такого вопроса. Я точно знаю, зачем я еду и к кому. И о чем тут говорить?
Если мне нужен взгляд со стороны, нейтральное мнение, я поговорю с друзьями. С психотерапевтом, возможно даже не с одним. Подумаю. Побуду в тишине со своим вопросом. А скорее всего - "поговорю с Богом." Это - моя личная практика. Никто в неё не вовлечён. Я задам вопрос и буду внимательной к реальности. Открытой. Если в доступе будет какой-то духовно сильный человек, я могу побыть с этим вопросом в его пространстве. Помогает. Но ответ "разгадывать" все равно мне самой. Так - это работает в моем опыте. И своих учеников я учу похожим вещам.
Все, что разделяет людей, что настраивает их друг против друга, "закрывает сердце", как сказала бы Апа, все это мне не интересно. Именно в этом смысле я - не религиозный человек. История и философия мировых религий - интереснейший предмет, достойный внимания каждого образованного человека. Поэзия культуры. Шифр человеческой души. Очень просветляет.
А вот разделение на "своих-чужих" - нет. Мы и без того достаточно разные. Сколько уже раз я оказывалась в новой для себя стране и культуре, и вместе с вдохновением и азартом от открытия нового чувствовала и тоску по привычному и "родному", и усталость от такого большого количества незнакомых вещей и сигналов мира, которые пока непонятно как читать и как на них реагировать. Где знакомые лица? Где люди, которым я не безразлична? Пока ещё появятся такие на новом месте... И пока ещё они сами станут дороги мне... Но когда кризис проходил, и новая культура, со своей религией тоже, со своим прочтением мира, открывались мне, мой мир становился больше. Ещё на одну часть. Ещё на кусочек. Стать "человеком мира" непросто. Нужно очень много чувствовать. Узнавать. Принимать в свой опыт.
Но именно сейчас у многих из нас такой шанс есть. На мой вкус, он дорогого стоит. У меня есть друзья и даже наставники, которые принадлежат к народам и культурам, исторически принявшим ислам, буддизм, индуизм... Различие в языке, в культуре, даже в пище, - на каком -то этапе мешало. И в той же степени - обогащало нас всех новым живым опытом. В обе стороны. Расширяло сознание. Раздвигало горизонт. Честно говоря, настоящего целителя, мастера, человека пути непросто найти в любом обществе. Их не так много. Так что - тем более не стоит из- за разных религиозных установок отказываться от шанса вырасти и стать сильнее .Сами же эти мастера никогда не смотрят на такие вещи. Ни разу не встречала с ними проблем или требований "принять религию учителя". Представить себе такое даже не могу, настолько это все о другом.. И каждый из встреченных мною учителей мне дорог. И близок. И важен. Спасибо миру, Богу и Пути, за каждую из этих встреч. В моих чувствах они - такая же моя семья, как и кровная. Я - это в очень большой степени тот опыт, который я получила с их поддержкой. И - то, что мне ещё предстоит сделать самой. Все это очень сложно. И только так - реально.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: О религии
Добавлено: 27 авг 2016, 02:26 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1395
Остались ещё слова про религию.. Допишу, пока есть желание.
Много там всего...
Вернусь к теме принятия другой религии.
Для меня перемена религии не актуальна именно потому, что означала бы, что я принимаю ограничения. Будто я согласна, что не на любом языке человек может разговаривать с Богом. Мне это кажется унизительным. Мне далеко не все нравится в Российской истории и тем более в теперешнем положении дел. Но не принимать то, что я - русская, что мои предки - из этой страны, значило бы стыдиться себя самой, собственного рождения. Глупо и не полезно. Нам есть и о чем сожалеть, и чем гордиться. Большая и сложная страна. А ещё у меня - хорошее гуманитарное образование, но русскую культуру я все равно знаю, видимо, лучше , чем любую другую. И она - очень мощная. Несмотря ни на что. Менять религию? Переписывать национальность? Забыть историю своей семьи? Это - не про достоинство и не про развитие. Я не приемлю и не разделяю официальную позицию руководства Русской православной церкви по многим вопросам. Но они, эти люди, нынешние функционеры от церкви, это не Пётр и Феврония, не Сергий Радонежский. Не мои прадеды. От прадедов я не откажусь никогда. А эти люди - Бог им судья... Мне не интересно.
Важно уважать себя, свою кровь и плоть, опыт предков и свой собственный. Но не менее важно уважать и слышать других. На равных.
Я могу и люблю читать молитвы на других языках. Не православные. И чувствую то же вдохновение. Хотя, в то же время, молитва моего детства - "Отче наш", и её я произношу чаще всего и везде. Но основная моя молитва - не по шаблону. Это мои чувства и действия, которые я посвящаю Богу и миру. И слова. Диалог. Искренний и свободный.
Если какой-то человек, претендующий на право учить других, говорит мне, что быть рядом с ним "автоматически " означает смену религии, я просто понимаю, что передо мной - не мастер, а человек сильно ограниченный. И это точно не мой новый учитель. Все просто. Я не буду унижать ни себя , ни других, отвергая своё происхождение. Так же точно, как я не чувствую никакого превосходства перед людьми из других стран, вне зависимости от их "странности" для меня. Это очень приятное и гармоничное состояние - контакта с людьми и миром. Не оно ли важно для духовного и личностного развития?
С другой стороны, я много времени провожу с мастерами других религий и традиций. И там я тоже - "внутри". Пока мне не удалось найти столь же близкого мне Человека Пути среди православных священников или старцев. Не встретила. А вот в Средней Азии я действительно нашла тех, кто помог мне увидеть мир иным. И не только там.
Меня спрашивают порой, суфий ли я. Смотря что вы имеете ввиду.
Про принятие ислама я уже ответила.
А так - да.
У меня очень глубокие, давние и личные отношения с некоторым мастерами, которые звучат из суфийской традиции. И я продолжаю двигаться так, как они меня научили. Именно там я получила первую большую инициацию. И я их люблю. Как семью. Просто я - из другой страны, и говорю немного другими словами, живу несколько иначе, но только по форме, не по сути. Я помню как Апа, когда говорила со мной о целительстве, смеялась над моими страхами и сомнениями. "Чего ты боишься? Ты боишься жить так, как я? Ты не будешь так жить. Ты будешь жить так, как ты." Она была права. И я помню как после этих её слов мне полегчало... Я точно не хотела, согласившись с тем, что я - её названная дочь и ученица, до конца жизни пасти баранов и заворачивать людей в их шкуры. Смешно, но я правда в тот момент думала, что учиться у неё значит именно это. Но вскоре увидела, что эта сказка - о другом. Она - об открытости жизни, о принятии самых разных людей, в том числе - несчастных и запутавшихся в жизни, это о правде, о любви к своей семье, о уважении к предкам, о психическом здоровье, о чувствительности к снам и знакам, о том, чтобы учиться у святых, говорить с ними о личном, о красоте земли, об ветре и облаках, о сакральном пространстве... И ещё очень и очень о многом. Интересно, что ещё немного открывшись, научившись слышать что-то в одной традиции, я начинала улавливать похожие вещи и в других. Апа, например, по- настоящему привела меня к святым. Я их слышу теперь ( не сочтите за безумие, это не буквально, как нибудь объясню в другой раз). Чувствую. Получаю свои ответы и восстанавливаюсь. И только после этого и Русские святые вдруг тоже стали для меня поддержкой, очень живой и ощутимой. И святые других стран. Места силы - зазвучали и заговорили со мной, после "вахты" на горе дракона . А на гору дракона я попала, возможно , после ночи на Аруначале в Индии. Мистический мир, мир символов и намеков, это и голос нашего бессознательного, и "мировой канал". В нем - все связано, все живое. И нет никаких границ. И все - один народ.
Да, я считаю себя суфием. И я читаю об истории суфизма, книги выдающихся мастеров. Но понимаю их я - моим личным опытом. Тем, что я пережила сама в глубоких и, я бы даже сказала, небезопасных отношениях с суфияими. Эти отношения вошли в мою кровь, в мой личностный код, в самую суть.
И , разумеется, мои суфийские мастера никогда не предлагали мне поменять религию. Языки учить - да. Это - советовали. Больше записывать, приезжать почаще. Потому что "работы много". А я все ленюсь. Особенно с языками... Надо наверстывать!
Учиться у мастера, значит - работать с ним вместе. Не "на него". А с ним. Для людей. И видеть , как он живёт, какие делает выборы в своей жизни и в самых разных ситуациях, которые случаются рядом с ним. Видеть, чувствовать, понимать. Даже если ты говоришь на другом языке. Понять, чаще всего, можно.
Вот и ответ на ещё один вопрос. "Зачем вы к ним ездите?"
За опытом. За подтверждением, которое помогает разрешить себе тоже так жить. Чувствуя. Следуя голосу сердца.
Прочесть книгу с вдохновляющим текстом - хорошо, но недостаточно убедительно. Нужна жизнь.
Только если я сама могу поступить так, как говорю, мои советы будут иметь силу, отзовутся в сердцах. Этому научили меня мои мастера. И к ним я езжу, чтобы видеть: это - возможно. Чтобы удивляться. Чтобы видеть сны. Чтобы говорить со святыми. Чтобы молиться - на разных языках, но всем сердцем, тотально. Чтобы практиковать. Чтобы видеть, как и отчего исправляются жизни людей. Чтобы способствовать этому, помогать. За многим и за разным. Чтобы потом, точно так же - делиться. Передавать дальше. Это - так же, как воспитание в семье. Примером. И какая то часть меня всегда будет ребёнком, готовым учиться новому. А какая то - давно выросла. И уже давно ничего не боится. Даже быть собой. Не меняя религию, но меняясь внутренне, всегда.
В общем , как было замечено выше, все сложно. Потому что - жизнь)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: О религии
Добавлено: 23 апр 2018, 16:48 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2014, 15:35
Сообщения: 1395
Немного более сложный вопрос для меня - общественные и культурные нормы.
Мне, например, грустно видеть даже и тут, в Канаде, маленьких девочек лет пяти-семи, но уже - в черных балахонах и в платках, смотрящих в пол. Им бы бантики завязывать да яркие платьица носить...
Но - семейная традиция, такая культура... Подавляющая все проявления живой женственности с раннего детства.
Я, конечно же, смотрю на это из своего опыта. И мне это было бы неприемлемо.
Правильно ли быть толерантными к тому, что вот тут, в либеральной стране, маленьких девочек растят по таким правилам, в жестких рамках, прививая им страх перед собственной сексуальностью, перед мужчиной, не давая им раскрываться личностно, ломая их психику (на мой профессиональный взгляд)?
Не знаю. Я бы не была, если честно, такой уж терпимой к подобной "культурной традиции" в отношении женщин.
Хотя и не просто найти мирный способ на это повлиять.
Но можно. В Канаде бы точно это было возможно. Если эти люди выбрали сюда приехать, то они вероятно пошли бы на компромисс с правилами страны. Если б такие правила были.
Странно, что здесь не считают нужным с этим разбираться. Раз уж в Канаде равноправие и свобода самоопределения становится настолько значимой нормой, что детям в роддоме в карточке не пишут пол. "Вырастет - сам решит мальчик он, или девочка".
А пятилетняя девочка, укутанная в черный балахон, это самоопределение? Канада проявляет толерантность к ее выбору?
Или у нее в семье нет другого выбора? Как и у ее мамы не было?
Впрочем, у мамы уже есть. Хотя и непростой.
Мама - взрослая и может уйти из семьи. Наверное. Не знаю. Опасно ли это тут?? Не настолько, наверное, как в их отечествах... В этих культурах принято убивать взбунтовавшихся женщин. Так ли это по-другому тут? Как бы повели себя мужчины ее семьи, если бы их сестра или жена сняла балахон и пошла устраиваться на нормальную работу в красивом платье или просто в джинсах? Не была на их месте. Не знаю.
Смотрю со стороны. И чувствую только... Нет, не хотела бы я быть на месте этих женщин. Совсем не хотела бы.
Мне все равно, на каком языке человек молится, и каким именем он называет бога.
А вот подавление женственности... Вот тут я уже чувствую напряжение.
Как с этим быть?
Не знаю. Наверное, это - история, борьба, выбор тех женщин, которые с младенчества прячут себя под балахонами. Не моя.
И все же...а дети?.. Нужна ли им наша помощь? А что, если нужна, а попросить невозможно? Не у кого? Или они просто не верят, не допускают мысли, что их жизнь может быть иной?
Если какая-то девочка в канадской школе решит, что она хочет быть мальчиком, то она знает к кому обратиться за поддержкой, ее самоопределение тут защищает государаство.
А если девочка в мусульманском платке захочет одеть розовые бантики? И быть девочкой, не мальчиком. Но - свободной, живой девочкой? Кто ее поддержит? Кто защитит?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Начать новую тему Ответить на тему